Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории




Аннотация

Проблематика исследования связана с общим кризисом парадигмы высшего образования, с дезинтеграцией внешних факторов и внутреннего идеального прообраза высокоорганизованной структуры образования. Целью статьи является выявление интенций сознания студенческой аудитории в области самореализации, образования и карьеры, которые в период пандемии объективизировались в силу радикального функционального разворота сферы образования в сторону дистанционной цифровой среды. Новые условия детерминировали процессы кристаллизации явных и неявных потребностей, тенденций и проблем во многих сферах общественной деятельности, и в особенности в области цифровизации высшего образования. Интенциональность общественного и личностного сознания сегодня становится многогранным пластом, исследования которого призваны материализовать потребности и стремления новых поколений в сфере самореализации. Методологической основой исследования являются актуальные концепции цифрового общества и цифровой образовательной среды, а также теории информационного общества. Методика исследования: анкетирование студентов очной формы обучения программ бакалавриата и магистратуры в период дистанционного обучения. В соответствии с целью выявления интенций учащейся молодежи, внешние и скрытые смыслы которых были акцентированы и объективизированы в этот период, в задачи анкетирования были включены: 1) определение уровня эффективности дистанционного обучения с точки зрения субъекта учебного процесса (студенческой аудитории); 2) выявление сущностных и сопутствующих проблем он-лайн-обучения; 3) выявление потребностей, ожиданий и стремлений обучающейся молодежи в сфере самореализации, непрерывного и международного образования, карьеры. Результаты исследования демонстрируют неудовлетворенность половины студенческой молодежи дистанционным форматом обучения. Проблемы связаны с увеличением объема самостоятельной работы, с дефицитом пользовательских компетенций, с недостатком методического сопровождения и ориентации в повышенном потоке поступающей информации, с психоэмоциональными перегрузками в силу непривычного образа жизни и обучения, со снижением мотивации к обучению. Наряду с этим студенты первых и вторых курсов проявляют стремление к образованию в целом; заинтересованность в освоении дополнительных знаний и навыков, в международных контактах в процессе обучения; готовность к самореализации и получению нового социокультурного опыта.

Об авторах

Лариса Семеновна Набокова
Сибирский федеральный университет
Россия
доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности гуманитарного института СФУ


Юлия Сергеевна Рогачева
Сибирский федеральный университет
студент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности гуманитарного института СФУ


Список литературы

1. Черных С.И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3400-3408. https://doi.org/10.15372/PEMW20200102

2. Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3428-3437. https://doi.org/10.15372/PEMW20200105

3. Owens J. & Croix T. de St. (2020). Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society // British journal of educational research. DOI: 10.1080 / 00071005.2019.1708863

4. Jin Jin, Stephen J. Ball (2020). Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British journal of the sociology of education. 41: 1, 64-79. DOI: 10.1080 / 01425692.2019.1665496

5. Koutsouris G., Anglin-Jaffe H., Stentiford L. (2020). HOW WELL DO WE UNDERSTAND SOCIAL INCLUSION IN EDUCATION? // British journal of educational research. 68:2, 179-196. DOI: 10.1080 / 00071005.2019.1658861

6. Семенова Т.В., Вилкова К.А. ТИПЫ ИНТЕГРАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТОВ // Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):114-126. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.080

7. Готская И.Б. Массовые открытые онлайн курсы: опыт реализации, проблемы и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 4. С. 96-100.

8. Каракозов, С.Д. Массовые открытые онлайн курсы в зарубежном и российском образовании [Текст] / С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2014. № 3. С. 24-31.

9. Ангелова О.Ю. Тенденции рынка дистанционного образования в России / О.Ю. Ангелова, Т.О. Подольская // Концепт. 2016. №2. С. 26–30 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/ 2016/16026.htm.

10. Костюк, Ю.Л. Массовые открытые онлайн курсы - современная концепция в образовании и обучении [Текст] / Ю.Л. Костюк, И.С. Левин, А.Л. Фукс, И.Л. Фукс, А.Е. Янковская // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1 (26). С. 89-97.

11. Федулина, С.Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий [Текст] / С.Б. Федулина [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka. com/17_APSN_2013/Pedagogica/4_141554. doc.htm

12. Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-курсов) // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 3. С. 523-532. https://doi: 10.18334/ce.13.3.39958

13. Тульчинский Г.Л. (2017) Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017 № 6. С. 121–136.

14. Гладышев А.А., Гладышева А.А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3508-3519. https://doi.org/10.15372/PEMW20200114

15. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3418-3427. https://doi.org/10.15372/PEMW20200104

16. Peters M. А.. The crisis of international education // Educational Philosophy and Theory DOI: 10.1080 / 00131857.2019.1663410

17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

18. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер // М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999. 784 с.

19. Тоффлер, Э. Шок будущего / Элвин Тоффлер; науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуревич. М.: АСТ, 2003. 557 c.

20. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Белл Даниел; перевод с английского. - М.: Academia, 1999.


Дополнительные файлы

1. Рисунок 1
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (25KB)    
Метаданные
2. Рисунок 2
Тема
Тип Результаты исследования
Скачать (25KB)    
Метаданные
3. Рисунок 3
Тема
Тип Результаты исследования
Скачать (28KB)    
Метаданные
4. Рисунок 4
Тема
Тип Результаты исследования
Скачать (27KB)    
Метаданные
5. Рисунок 5
Тема
Тип Результаты исследования
Скачать (27KB)    
Метаданные

Для цитирования: Набокова Л.С., Рогачева Ю.С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3).

For citation: ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(3).

Просмотров: 349

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)