Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-12

Полный текст:




Аннотация

Форсированная цифровизация образования в результате пандемии COVID-2019 актуализировала целый спектр вопросов: доступность цифровых технологий для всех участников образовательного процесса, доступность и надежность цифрового оборудования, наличие цифровых компетенций у участников образовательного процесса для интегрирования цифровых технологий в образовательный процесс, содержание и формы цифрового учебного материала, цифрового доверия участников образовательного процесса, образовательных коммуникаций. В таких условиях проблемы и практики применения цифровых технологий в образовании, их возможности и риски, преимущества и ограничения становятся значимыми вопросами. Методологической основой исследования стали положения цифровой социологии об изменении социальных отношений под влиянием цифровых технологий (В. Ф. Ницевич). Возрастающая включенность людей в цифровые технологии опосредует привычные социальные контакты, становясь частью повседневных коммуникаций, создавая новые возможности, порождая цифровые риски. Цель исследования – выявить возможности и риски, преимущества и ограничения цифровых технологий в образовании на основе выявления мнений участников, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс. Основная гипотеза сводилась к тому, что рассогласованность между имеющимися компетенциями участников образовательного онлайн-процесса и необходимыми компетенциями для эффективной организации и участия в образовательном процессе в совокупности с ограничениями в доступности цифровых технологий определяют ключевые риски образования онлайн и точки роста участников образовательного процесса. Позиции преподавателей по вопросам возмож- ностей и рисков, преимуществ и ограничений образовательного процесса онлайн выявлены на основании проведенного авторами анкетного опроса преподавателей отраслевого вуза, имеющих опыт обучения онлайн. При интерпретации результатов использованы методы описания, сравнения, классификации и интерпретации данных. Результаты: выявлены круг проблем, обусловленных рассогласованностью наличных и требуемых компетенций, субъективные оценки опыта обучения онлайн. Практическая значимость результатов состоит в том, что исследование возможностей и рисков, преимуществ и ограничений позволяет выявлять точки роста участников образовательного процесса, определять направления и формы воздействия на готовность участников образовательного процесса к освоению и применению цифровых технологий.

Об авторах

Н. Л. Микиденко
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики; Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)
Россия

Микиденко Наталья Леонидовна – кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии, политологии и психологии; доцент кафедры менеджмента

630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86

630073, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20



С. П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Сторожева Светлана Петровна – кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры социологии, политологии и психологии

630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86



Список литературы

1. Агранович М. Л. Организация образования в условиях пандемии. Практики стран ОЭСР // Федеральный институт развития образования РАНХиГС. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-nakarantine/789-agranovich-ekspertiza (дата обращения: 24.10.2020).

2. Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 17–18 дек. 2019 г.). Чебоксары, 2020. С. 254–258. DOI: 10.31483/r-53748.

3. Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3656–3665. DOI: 10.15372/PEMW20200202.

4. Ельчанинов В. А., Панарин В. И., Паршико В. А., Ушакова Е. В. Антропосоциальное исследование как научная и образовательная проблема в условиях информатизации и цифровизации // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2451–2463. DOI: 10.15372/PEMW20190108.

5. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Аксиологические трансформации в глобальном образовании как следствие информационных технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 2. С. 968–975. DOI: 10.153/PEMW20170204.

6. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Virtualization of social communication in education: Values-based approach to information development (a critical review) // Science for Education Today. 2020. Vol. 10, № 2. P. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05.

7. Кравченко С. А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 48–57. DOI: 10.31857/S013216250006186-7.

8. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы // Boston Consulting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization (дата обращения: 12.02.2020).

9. Frolova E. V., Rogach O. V., Ryabova T. M. Digitalization of education in modern scientific discourse: new trends and risks analysis // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, № 2. P. 331–336. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.331.

10. Laaser W. Economic implications and stakeholder reactions in a digital university environment // Revista de Educacion a Distancia. 2018. Vol. 57, № 4. P. 1-20. DOI: http://dx.doi.org/10.6018/red/57/4.

11. Бутина Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3695–3701. DOI: 10.15 372/PEMW2020020.

12. Клячко Т. Л. В дистанте функции высшего образования потерялись // Кировский филиал РАНХиГС. URL: https://krv.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=342121 (дата обращения: 03.11.2020).

13. Тебекин А. В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2558–2566. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20190119. Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1 Professional education in the modern world, 2021, vol. 11, no. 1

14. Liu Z.-J., Tretyakova N., Fedorov V., Kharakhordina M. Digital literacy and digital didactics as the basis for new learning models development // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Vol. 15, № 14. P. 4–18. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i14.14669.

15. Ricardo-Barreto C., Molinares D. J., Llinás H., Santodomingo J. P., Acevedo C. A., Rodríguez P. A., Navarro C. B., Villa S. V. Trends in using ICT resources by professors in HEIs (higher education institutions) // Journal of Information Technology Education: Research. 2020. Vol. 19. P. 395–425. DOI: https://doi.org/10.28945/4601.

16. Zhernovnykova O. A., Peretiaha L. Y., Kovtun A. V., Korduban M. V., Nalyvaiko O. O., Nalyvaiko N. A. The technology of prospective teachers’ digital competence formation by means of gamification // Information technologies and learning tools. 2020. Vol. 75, № 1. P. 170–185. DOI: https://doi.org/10.33407/itlt.v75i1.3036.

17. Bond M., Marin V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International Journal of Educational technology in Higher Education. 2018. Vol. 15, art. 48. P. 1–20. DOI: doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1.

18. Kara N., Çubukçuoğlu B. Elç A. Using social media to support teaching and learning in higher education: an analysis of personal narratives // Research in Learning Technology. 2020. Vol. 28, art. 2410. P. 1–16. DOI: http://dx.doi.org/10.25304/rlt.v28.2410.

19. Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. 2019. Vol. 9, № 6. С. 40–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03.

20. Селиверстова Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802-5.

21. Орлов М. О., Шаткин М. А. Приватность в условиях цифровизации: правовые и экономические аспекты // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 15–26. DOI: 10.31857/S013216250004583-4.

22. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86–100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.

23. Михайлов О. В., Денисова Я. В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 65–76. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76.

24. Гафуров И. Р., Ибрагимов Г. И., Калимуллин А. М., Алишев Т. Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86–100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.

25. Крылова Н. П., Антропова Л. В., Левашов Е. Н. Влияние организационных, экономических и социально-психологических условий на цифровизацию образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 124–143. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.08.

26. Колесникова И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8/9. С. 67–82. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.

27. Галиханов М. Ф., Хасанова Г. Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 2. С. 53–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-51-62.

28. Усачева О. В., Черняков М. К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 5. С. 53–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62.

29. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Москва : Высш. шк. экономики, 2019. 343 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1990-5.

30. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Виртуальная личность: сетевой эффект самораскрытия // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 2. С. 36–50. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-3.

31. Rapanta C., Bottur L., Goodyear P., Guàrdia L. Online university teaching during and after the covid-19 crisis: refocusing teacher presence and learning activity // Postdigital Science and Education, 2020. Vol. 2. P. 923–945. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y.

32. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning // EDUCAUSE Review. 2020. 27 March. URL: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-differencebetween-emergency-remote-teaching-and-online-learning (accessed 03.11.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):23-34. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-12

For citation: Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Digital technologies in education: opportunities and risks, advantages and limitations. Professional education in the modern world. 2021;11(1):23-34. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-12

Просмотров: 2896

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)