Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории




Abstract

Проблематика исследования связана с общим кризисом парадигмы высшего образования, с дезинтеграцией внешних факторов и внутреннего идеального прообраза высокоорганизованной структуры образования. Целью статьи является выявление интенций сознания студенческой аудитории в области самореализации, образования и карьеры, которые в период пандемии объективизировались в силу радикального функционального разворота сферы образования в сторону дистанционной цифровой среды. Новые условия детерминировали процессы кристаллизации явных и неявных потребностей, тенденций и проблем во многих сферах общественной деятельности, и в особенности в области цифровизации высшего образования. Интенциональность общественного и личностного сознания сегодня становится многогранным пластом, исследования которого призваны материализовать потребности и стремления новых поколений в сфере самореализации. Методологической основой исследования являются актуальные концепции цифрового общества и цифровой образовательной среды, а также теории информационного общества. Методика исследования: анкетирование студентов очной формы обучения программ бакалавриата и магистратуры в период дистанционного обучения. В соответствии с целью выявления интенций учащейся молодежи, внешние и скрытые смыслы которых были акцентированы и объективизированы в этот период, в задачи анкетирования были включены: 1) определение уровня эффективности дистанционного обучения с точки зрения субъекта учебного процесса (студенческой аудитории); 2) выявление сущностных и сопутствующих проблем он-лайн-обучения; 3) выявление потребностей, ожиданий и стремлений обучающейся молодежи в сфере самореализации, непрерывного и международного образования, карьеры. Результаты исследования демонстрируют неудовлетворенность половины студенческой молодежи дистанционным форматом обучения. Проблемы связаны с увеличением объема самостоятельной работы, с дефицитом пользовательских компетенций, с недостатком методического сопровождения и ориентации в повышенном потоке поступающей информации, с психоэмоциональными перегрузками в силу непривычного образа жизни и обучения, со снижением мотивации к обучению. Наряду с этим студенты первых и вторых курсов проявляют стремление к образованию в целом; заинтересованность в освоении дополнительных знаний и навыков, в международных контактах в процессе обучения; готовность к самореализации и получению нового социокультурного опыта.

About the Authors

Лариса Набокова
Сибирский федеральный университет
Russian Federation


Юлия Рогачева
Сибирский федеральный университет


References

1. Chernykh S.I. Education as fictitious capital. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3400-3408. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200102

2. Polyankina S.Y. Online-education: reontologisation or deontologisation? Professional education in the modern world. 2020;10(1):3428-3437. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200105

3. Owens J., Croix T. de St. (2020). Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society / / British journal of educational research, DOI: 10.1080 / 00071005.2019.1708863

4. Jin Jin, Stephen J. Ball (2020). Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British journal of the sociology of education. 41: 1, 64-79, DOI: 10.1080 / 01425692.2019.1665496

5. George Koutsouris, Hannah Anglin-Jaffe & Lauren Stentiford(2020)HOW WELL DO WE UNDERSTAND SOCIAL INCLUSION IN EDUCATION? // British journal of educational research, 68:2, 179-196, DOI: 10.1080 / 00071005.2019.1658861

6. Semenova T.V., Vilkova K.A. TYPES MOOC INTEGRATION INTO UNIVERSITIES’ EDUCATIONAL PROCESS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):114-126. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.080

7. Gotskaya I. B. Mass open online courses: implementation experience, problems and prospects // Modern education: traditions and innovations. 2015. № 4. P. 96-100. (In Russ.)

8. Karakozov, S. D. Mass open online courses in foreign and Russian education [Text] / S. D. Karakozov, V. G. Manyakhina // Bulletin of the RUDN. Series «Informatization of education». 2014. № 3. Pp. 24-31. (In Russ.)

9. Angelova O. Yu. Trends in the market of distance education in Russia / O. Yu. Angelova, T. O. Podolskaya / / Concept. 2016. - no. 2 (February). - P. 26-30 [Electronic resource]. (In Russ.) URL: http://e-koncept.ru/ 2016/16026.htm.

10. Kostyuk, Yu. L. Mass open online courses-a modern concept in education and training [Text] / Yu. L. Kostyuk, I. S. Levin, A. L. Fuchs, I. L. Fuchs, A. E. Yankovskaya // Bulletin of Tomsk state University. 2014. № 1 (26). Pp. 89-97. (In Russ.)

11. Fedulina, S. B. Innovative processes in education related to the development of information and communication technologies [Text] / S. B. Fedulina [Electronic resource]. (In Russ.) URL: http://www.rusnauka. com/17_APSN_2013/Pedagogica/4_141554. doc.htm

12. Tsygankova V. N. Digitalization of the educational process (on the example of mass online courses) / / Creative economy. 2019. Volume 13. No. 3. Pp. 523-532. (In Russ.) https://doi: 10.18334/ce.13.3.39958

13. Tulchinsky G. L. (2017) Digital Transformation of Education: challenges to higher school / / Philosophical Sciences. 2017 No. 6. P. 121-136. (In Russ.)

14. Gladyshev A.A., Gladysheva A.A. The philosophy of contemporary education: the fundamental nature or competence of the digital space. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3508-3519. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200114

15. Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Digital educational space: problems and practices of application of information educational resources. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3418-3427. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200104

16. Michael A. Peters. The crisis of international education // Educational Philosophy and Theory DOI: 10.1080 / 00131857.2019.1663410

17. Castels M. «Information Age: Economy, Society and Culture. Еdited by O. I. Shkaratan, Moscow: higher school of Economics, 2000, 608 p.

18. Toffler E. The Third Wave / E. Toffler / / Moscow: LLC "Firm" Publishing house ACT", 1999. - 784 p.

19. Toffler, E. Future Shock / Alvin Toffler; scientific ed., author's Preface P. S. Gurevich. - M.: AST, 2003. - 557 p.

20. Bell, D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting / Вell Daniel; translated from English. - Moscow: Academia, 1999.


Supplementary files

1. Рисунок 1
Subject
Type Исследовательские инструменты
Download (25KB)    
Indexing metadata
2. Рисунок 2
Subject
Type Результаты исследования
Download (25KB)    
Indexing metadata
3. Рисунок 3
Subject
Type Результаты исследования
Download (28KB)    
Indexing metadata
4. Рисунок 4
Subject
Type Результаты исследования
Download (27KB)    
Indexing metadata
5. Рисунок 5
Subject
Type Результаты исследования
Download (27KB)    
Indexing metadata

For citation: ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(3).

Views: 347

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)