Содержательный аспект индивидуальной консультативной работы в процессе подготовки кандидатов в замещающие родители


https://doi.org/10.15372/PEMW20200321

Полный текст:




Аннотация

В статье раскрывается понятие и подходы к содержанию индивидуальной консультативной работы с кандидатами в замещающие родители, осуществляемой в процессе их подготовки, с выделением ее этапов. Одним из наиболее важных факторов организации индивидуального консультирования является владение специалистом по работе с замещающими семьями различными техниками, которые используются для проработки проблем, оказания помощи и поддержки кандидатов в замещающие родители, в том числе и в процессе их дальнейшего психологического сопровождения. Опыт проведения индивидуального консультирования кандидатов в замещающие родители показал, что позволяет существенно повысить эффективность и улучшить качество процесса обучения за счет создания атмосферы взаимного уважения и доверия в обучении, что является одной из важных составляющих психолого-педагогической компетентности в воспитании детей. Применение индивидуальной консультативной формы работы в процессе обучения кандидатов в замещающие родители в области психолого-педагогической работы с замещающей семьей является актуальным в свете наметившихся кризисных тенденций в области «вторичного сиротства», поскольку большинство кандидатов в замещающие родители, как показывает практика, оказываются недостаточно подготовленными к сложностям и проблемам, возникающим непосредственно после приема ребенка в семью. На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что в процессе подготовки кандидатов в замещающие родители индивидуальная консультативная форма работы способствует более глубокому осмыслению мотивов и целей приема ребенка в семью, определению имеющихся ресурсов и возможных рисков, связанных с новой семейной ролью, а также осознанному, ответственному принятию решений и достижению поставленных целей в воспитании приемного ребенка.

Об авторах

О. В. Кремезиoн
Институт управления образованием Российской академии образования
Россия

Кремезион Ольга Викторовна – аспирант

105062, Москва, ул. Жуковского, 16



А. В. Мoрoзoв
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Россия

Морозов Aлeкcaндр Влaдимирович – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник

125130, Москва, ул. Нарвская, 15А, стр.1



Список литературы

1. Арпентьева М.Р. Технологии помощи замещающим семьям в России // Педагогика и психология: теория и практика. 2016. № 2. С. 77–97.

2. Ахметшина А.Р. Социально-педагогические техники, используемые в организации индивидуального консультирования детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Лучшая научно-исследовательская работа 2020: cб. cт. по материалам Всерос. науч.‑исслед. конкурса. Москва, 2020. С. 52–56.

3. Бирбаева Я.Ж., Афанасьева Л.В., Метелкина Ю.С., Олдосонова М.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: материалы междунар. науч.‑практ. конф. Улан-Удэ, 2019. С. 57–61.

4. Кремезион О.В. Эмоциональное «выгорание» замещающих родителей в процессе воспитания приемных детей // Человеческий фактор: социальный психолог. 2019. № 1. С. 157–162.

5. Кремезион О.В., Морозов А.В. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта нормативно-правового регулирования института усыновления // Семья в социально-культурном пространстве России: материалы междунар. науч.‑практ. конф. Москва, 2018. С. 86–91.

6. Кремезион О.В., Морозов А.В. Сущность и задачи семейного воспитания // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы ХI Междунар. науч. конф. Шуя, 2018. С. 168–170.

7. Морозов А.В. Нормативно-правовое регулирование института усыновления в современной мировой практике // Ребенок и правосудие: материалы междунар. науч.‑практ. конф. Москва, 2018. С. 118–121.

8. Морозов А.В. Психологическое консультирование в системе современной высшей школы // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. науч.‑практ. конф. Ярославль, 2015. С. 238–240.

9. Морозов А.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всерос. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2016. С. 308–315.

10. Морозов А.В., Кремезион О.В. Социально-правовой алгоритм осуществления процедуры усыновления и обучения замещающих родителей: зарубежный и отечественный опыт // Образование и право. 2019. № 3. С. 68–75.

11. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. № 3–1. С. 83–84.

12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» // Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135781/ (дата обращения: 18.04.2020).

13. Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20 августа 2012 г. № 34 «Об утверждении порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах и программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» // Гарант.ru. URL: http://base.garant.ru/35388581/ (дата обращения: 12.05.2020).

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Гарант.ru URL: http://ivo. garant.ru/#/document/70220398/paragraph/1:0/ (дата обращения: 14.03.2020).

15. Сюрин С.Н., Яковлева О.В., Стрельцова Е.В., Заикина Г.И., Кубышкина Ю.С. Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Стратегия роста» Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог-2019: коллективная моногр. в рамках XV Междунар. науч.‑практ. конф. «Психология образования: лучшие практики работы с детством». Москва, 2019. С. 239–250.

16. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_71 673/ (дата обращения: 06.05.2020).

17. Шапошникова Т.Д. Содержание и формы оказания социально-педагогической помощи замещающей семье // Актуальные проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях и замещающих семьях: сб. материалов Всерос. науч.‑практ. конф. Орехово-Зуево, 2012. С. 19.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кремезиoн О.В., Мoрoзoв А.В. Содержательный аспект индивидуальной консультативной работы в процессе подготовки кандидатов в замещающие родители. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4110-4119. https://doi.org/10.15372/PEMW20200321

For citation: Kremezion O.V., Morozov А.V. Сontent aspect of individual consulting work in the process of preparing candidates for substitute parents. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4110-4119. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200321

Просмотров: 292

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)