Модель истории и философии науки в контексте постсекулярного мышления
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-2
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются две модели развития научного знания: секулярная и постсекулярная, анализируемые в контексте фундаментальных установок мышления. Постановка задачи. Задачей является концептуализация постсекулярной модели становления науки как наиболее адекватной современному образовательному пространству, находящемуся в состоянии Постпросвещения. Методика и методология исследования. Описательный и компаративистский анализ, метод моделирования. Результаты. В постсекулярной модели акцентируется роль христианства как культурной революции в переходе от античного знания к современному, в результате чего христианство рассматривается не как оппонент, а как бенефициар классической греческой цивилизации. Выявляется особая роль в становлении научного знания сирийских христианских школ, вследствие чего подчеркивается, что античное знание попало в арабскую культуру через сироязычный мир. Показывается, что фундаментальные установки традиционного типа мышления не позволили блестящей арабской учености преодолеть аристотелевско-птолемеевскую космологию. Почву для перехода от античной картины мира к современной подготавливают христианские школы и университеты. Выводы. Необходимо переосмыслить значение средневековой науки и метафизической теологии и рассматривать их как преемников, не только воспринявших античное наследие, но и подготовивших все условия для перехода к секулярному мышлению и современной научной картине мира.
Об авторе
И. Н. КругловаРоссия
Круглова Инна Николаевна – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 90
Список литературы
1. Хабермас Ю. Вера и знание // Будущее человеческой природы. Москва: Весь мир, 2002. С. 118–120.
2. Узланер Д.А. Конец религии? История теории секуляризации. Москва: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2019. 240 с.
3. Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford University Press, 2003.
4. Caputo J. On Religion. L., N. Y.: Routledge, 2001.
5. Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3 (82). С. 3–33.
6. Милбанк Дж. Политическая теология и новая наука политики // Логос. 2008. № 4 (67). С. 33–54.
7. Милбанк Дж. Теология и социальная теория. По ту сторону секулярного разума / пер. А.И. Кырлежева, Д.А. Узланера; под общ. ред. А.И. Кырлежева. Москва: Теоэстетика, 2022. 736 с.
8. Кырлежев А. Постсекулярное: краткая интерпретация // Логос. 2011. № 3 (82). С. 100–107.
9. Храмов А.В. Богословие и теория эволюции: конфликт, которого не было // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 1 (Часть 2). С. 307–326.
10. Круглова И.Н. Постсекулярная модель истории и философии науки // Наука и секулярность: миф и реальность: материалы Национальной (Всероссийской) научной конференции, посвященной Всемирному дню философии (Красноярск, 17 ноября 2022 г.). Красноярск: Красноярский ГАУ, 2022. С. 27–31.
11. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2014. 216 с.
12. Круглова И.Н., Медведева Т.А. Греческая пайдейя и христианство // Секулярный век: вызовы цивилизации: материалы Национальной научной конференции, посвященной Всемирному дню философии (Красноярск, 18 ноября 2021 г.). Красноярск: Красноярский ГАУ, 2021. С. 47–49.
13. Круглова И.Н., Медведева Т.А. Сироязычный мир в контексте постсекулярной модели развития науки Наука и секулярность: миф и реальность: материалы Национальной (Всероссийской) научной конференции, посвященной Всемирному дню философии (Красноярск, 17 ноября 2022 г.). Красноярск: Красноярский ГАУ, 2022. С. 31–35.
14. Харт Д.Б. Иллюзии атеистов. Христианская революция и ее новомодные критики / пер. с англ. Дьякона Петра Лонгана; под ред. Наталии Холмогоровой. Москва: Никея, 2021. 336 с.
15. Пигулевская Н.В. Культура в Сирии в Средние века. Москва: ЛомоносовъГод, 2017. 224 с.
16. Степин В.С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. 408 с.
17. Тейлор Ч. Секулярный век / пер. с англ. (Серия «Философия и богословие»). Москва: ББИ, 2017. 967 с.
18. Тейлор Ч. Структуры закрытого мира // Логос. 2011. № 3 (82). С. 33–56.
19. Капуто Д. Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос. 2011. № 3 (82). С. 186–206.
20. Круглова И.Н. Секулярный век: вызовы истории // Секулярный век: вызовы цивилизации: материалы Национальной научной конференции, посвященной Всемирному дню философии (Красноярск, 18 ноября 2021 г.). Красноярск: Красноярский ГАУ, 2021. С. 49–53.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Круглова И.Н. Модель истории и философии науки в контексте постсекулярного мышления. Профессиональное образование в современном мире. 2025;15(2):225-231. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-2
For citation: Kruglova I.N. A model of the history and philosophy of science in the context of postsecular thinking. Professional education in the modern world. 2025;15(2):225-231. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-2
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.