Факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-16

Полный текст:




Аннотация

Введение. Специфика работы университетских служб психологического сопровождения образования связана с помощью молодым и взрослым людям, включенным в образовательные отношения, по поводу возникающих в связи с психологическим неблагополучием или с задачами обеспечения психологического благополучия задачами. Постановка задачи. Цель исследования – анализ основных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия современных студентов. Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия у студентов современных университетов. Результаты. Проблематика психологического благополучия студентов вузов – одна из наиболее изученных, однако, имеет ряд нерешенных и неизученных проблем, включая анализируемую. Проблемы учета макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия выступают одними из наиболее значимых для обеспечения качества образования. Приведены отечественные и зарубежные исследования макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Выделены макросоциальные и микросоциальные факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Выводы. Учет макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов позволяет организовать целенаправленную, системную, адекватную сущности стоящих перед субъектами образования и образованием в целом проблем психологическую работу по предотвращению и разрешению проблем, конфликтов и кризисов личностного, межличностного и учебно-профессионального становления и развития. Это предполагает как оперативную диагностику, так и систематический мониторинг ведущих факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов, а также на их основе разработку и применение совокупности мер и программ, позволяющих усилить позитивные и ослабить негативные факторы образовательного процесса университета.


Об авторах

Т. Л. Худякова
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Худякова Татьяна Леонидовна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии, факультет гуманитарный.

394043, Воронеж, ул. Ленина, д. 86


П. Сераджи
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Сераджи Париа – аспирантка, направление подготовки «Педагогическая психология», кафедра практической психологии, факультет гуманитарный.

394043, Воронеж, ул. Ленина, д. 86; г. Исфахан, Исламская Республика Иран



Р. И. Хотеева
Институт психологии, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
Россия

Хотеева Раиса Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии.

248023, Калуга, ул. Разина. д. 26


М. Р. Арпентьева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ.

125993, Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49


Список литературы

1. Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования: [коллективная моногр.] / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтаспера пабл., 2019. 230 c.

2. Бородовицына Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. Ст. 45PSMN420.

3. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 с.

4. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. № 2. С. 98 – 105.

5. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29 – 48. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103.

6. Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 128 – 134.

7. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. Москва: Никея, 2019. 907 с.

8. Спиваковская А. С. Фрагменты беатотерапии. Москва: Беато Пресс, 2010. 208 с.

9. Bennis W. G., Nanus B. Leaders: the strategies for taking charge. New York: Harper & Row, 1985. 244 p.

10. Ито Д., Хоуи Д. Сдвиг. Как выжить в стремительном будущем. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 343 с.

11. Шармер О. Основы теории U: главные принципы и применение на практике. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 230 с.

12. Krause N., Pargament K. I., Hill P. C., Ironson G. Humility, stressful life events, and psychological well-being: findings from the landmark spirituality and health survey // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol. 11, iss. 5. P. 499 – 510. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1127991.

13. Худякова Т. Л., Клепач Ю. В., Бородовицына Т. О. Особенности развития Я-концепции студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 3. C. 76 – 79.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Худякова Т.Л., Сераджи П., Хотеева Р.И., Арпентьева М.Р. Факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):335-343. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-16

For citation: Khudyakova T.L., Seraji P., Khoteeva R.I., Arpentieva M.R. Factors of psychological ill-/well-being of modern university students. Professional education in the modern world. 2024;14(2):335-343. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-16

Просмотров: 105

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)