Доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями в Китае: трансформация специального и инклюзивного образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20
Аннотация
Введение. Существующая в современном мире система образования выстроена на принципах обеспечения одинаковой доступности для всех граждан права на получение образования независимо от их функциональных возможностей. В Китае за прошедшие 30 лет концепция интегрированного образования привела к определенным успехам. Вместе с тем китайская образовательная система находится в постоянном поиске адекватных решений по искоренению барьеров при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Постановка задачи. Цель исследования ‒ проанализировать эффективность этапов развития и совершенствования специального и инклюзивных форм образования, направленных на ликвидацию имеющихся проблем дискриминации инвалидов, соблюдение прав и возможности обучения для лиц с ограниченными возможностями.
Методика и методология исследования. Представлен теоретический обзор по материалам китайских и зарубежных авторов, который объясняет многолетние аспекты становления и развития в КНР доступных форм образования для школьников и студентов, имеющих особые образовательные потребности.
Результаты. Постепенное развитие педагогического метода – «обучение в одном классе» ‒ только в недалеком прошлом сформировалось в относительно законченную интегрированную систему школьного образования, которая неотделима от руководящей идеологии и институциональных гарантий китайского инклюзивного образования. Симбиоз общего и высшего профессионального образования, адаптированного к особенностям людей с инвалидностью в конечном итоге позволяет китайским гражданам лучше интегрироваться в социум, создавая атмосферу равенства и терпимости.
Выводы. Показано, что инновационный процесс в области формирования инклюзивного образования всецело зависит от стратегии китайской государственной политики, считающей приоритетом поступательное стабильное экономического и социального развитие страны.
Об авторах
Ш. ЧжаоРоссия
Чжао Шуай – аспирант
672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30
С. Т. Кохан
Россия
Кохан Сергей Тихонович – кандидат медицинских наук, доцент, директор Регионального центра инклюзивного образования
672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30
Список литературы
1. Конвенция о правах инвалидов // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 25.
2. Дэн М., Чжу Ч. Учеба в классе и интегрированное образование: сравнение китайских и западных моделей специального образования // Журнал Центрально-китайского педагогического университета (издание гуманитарных и социальных наук. 2007. Т. 46, № 4. P. 125–129. (Кит.)
3. Фан Ц. Философские основы специального образования. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2011. С. 128–129. Общая пагинация (Кит.)
4. Положение об образовании инвалидов // The State Council of the People’s Republic of China. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2017/content_5178184.htm (дата обращения: 05.05.2022). (Кит.)
5. Ван Г. Рассуждение об исследованиях инвалидности и социальном участии: доступность, универсальный дизайн, способности и различия // Общество. 2015. № 6. С. 132–152.
6. Ashraf A., Zhu X., Rauf Q. Inclusive education management evaluation system IEMES Model for special needs institutes of Pakistan and China // Proceedings of the 2018 International Conference on Education Technology Management. 2018. P. 15–23. DOI: 10.1145/3300 942.3300946/.
7. Hausstatter R. S., Thuen H. Special education today in Norway // Special education international perspectives: practices across the globe. Bingley, 2014. P. 181–207. DOI: 10.1108/S0270-401320140000028013.
8. Palla L. Characteristics of Nordic research on special education in preschool: a review with special focus on Swedish conditions // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23, № 4. P. 436–453. DOI: 10.1080/13603116.2018.1441337.
9. Пэн С. Исследование состояния развития специального образования в Китае // Специальное образование в Китае. 2013. № 11. С. 3–7. (Кит.)
10. Alduais A., Deng M. Expansion of special education and promotion of inclusive education in China: conflict or cooperation? Stakeholders’ views // Journal of Research in Special Educational Needs. 2022. Vol. 22, № 2. P. 188–205. DOI: 10.1111/1471-3802.12 559.
11. Xie Z., Deng M., Ma Y. Measuring social support perceived by inclusive education teachers in China // Asia Pacific Journal of Education. 2021. Vol. 41. P. 1–17. DOI: 10.1080/02188791.2021.1925224.
12. Desai M., Goel S. Child rights education for inclusion and protection: primary prevention. Singapore: Springer, 2018. 343 p. DOI: 10.1007/ 978-981-13-0417-0.
13. Inclusive education and disability in the global south / ed. L. Kamenopoulou. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. 149 p. DOI: 10.1007/978-3-319-72829-2.
14. Inclusive education: making sense of everyday practice / eds.: V. Plows, B. Whitburn. Rotterdam, Boston, Taipei: Sense Publ., 2017. 256 p. (Innovations and controversies: interrogating educational change; vol. 6). DOI: 10.1007/978-94-6300–866–2.
15. Кохан С.Т., Виноградова Н.И., Грабовская Я.И., Сарудейкина Ю.В. Реалии психосоциальной адаптации поздно ослепших студентов в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 1. С. 63–67.
16. Пан В. Исследование текущей ситуации и развития инклюзивного образования для инвалидов в моей стране // Исследование людей с ОВ. 2017. № 4. С. 35–43.
17. Kokhan S. T., Romanova E. V., Skaliy A. V., Kowalski V.A., Taneva S. Y., Nadeina L. V. Adaptation problems of teachers and students with disabilities in the university pedagogical process in Russia // Palaestra. 2021. Vol. 35, № 2. P. 15–23.
18. Ма И., Сунь И. Текущая ситуация и меры противодействия развитию высшего образования для инвалидов // Специальное образование в Китае. 2012. Vol. 29, № 11. С. 112–115.
19. Чжан Ю., Чжоу П. «Сетевые ресурсы – всестороннее расширение прав и возможностей»: исследование поддержки инклюзивного высшего образования для студентов колледжей с ОВ // Специальное образование в Китае. 2022. № 3. С. 17–23.
20. Китайская федерация инвалидов // Статистический бюллетень о развитии инвалидов. URL: http://www.cdpf.org.cn/sjzx/tigb/ (дата обращения: 02.05.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Чжао Ш., Кохан С.Т. Доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями в Китае: трансформация специального и инклюзивного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):370-376. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20
For citation: Zhao S., Kokhan S.T. Accessibility of education for persons with disabilities in China: transforming special and inclusive education. Professional education in the modern world. 2022;12(2):370-376. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.