Развитие психологии исследовательского поведения личности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-16
Аннотация
Введение. Сегодня многие ценности утратили присущую им полярность добра и зла, моральное сознание оказалось ведущей детерминантой, действенность которой проявляется в психологии, сознании и поведении личности.
Постановка задачи. Отправной позицией нашего исследования является информационная теория эмоций П. В. Симонова. Но если П. В. Симонов детально исследовал эмоциональный эффект информационной ситуации, то для нас более важно решение обратной задачи – эмоциональной стимуляции функций интеллекта, непосредственно формирующей сознание, что стало предметом и результатом нашего исследования, специфика которого состояла в сближении познания и переживания, когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Методика и методология исследования. Для анализа исследовательского поведения учащихся-подростков и студентов использовались общенаучные методы исследования (эксперимент, метод моделирования, программа поиска закономерностей для правовых, нравственных, социальных, терминальных и инструментальных ценностей – PolyAnalyst и др.), корреляционный и факторный анализы всего объема полученных данных в динамике.
Результаты. Представлено новое экспериментальное направление развития психологии исследовательского поведения, изучения закономерностей и механизмов эмоциональных реакций личности. Осуществлено лонгитюдинальное исследование ценностей структуры личности на предмет ее динамики, устойчивости, связи со смысложизненными ориентациями и взаимосвязи с общеличностными.
Выводы. Личность рассматривается не только как продукт становления и научения со стороны взрослых, но и как автономная социокультурная реальность, что позволяет выйти из старой модели «становления» и наметить новый круг проблем и вопросов теории и практики нравственного развития студентов. В статье нами предпринято системное исследование специфики и взаимосвязи интеллектуально-когнитивной, поведенческой сфер, их соотношения с индивидуально-личностными качествами, что является ее ценностью и научной новизной. Необходимы единство позиции всех социальных факторов в процессе эмоционально-нравственного развития личности и гуманная нацеленность всего спектра воздействия, в центре которых – личность как активное творческое начало.
Ключ. слова
Об авторе
Н. А. КорниенкоРоссия
Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры технологии обучения психологии и педагогики
г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 147
Список литературы
1. Сознание личности в кризисном обществе / под ред. К. А. Абульхановой-Славской [и др.]. Москва: ИП РАН, 1995. 193 с.
2. Иванников В. А. Особенности представлений о личности в советской психологии // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 156–166.
3. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. Москва: Смысл, 1993. 43 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. Москва: Мысль, 1971. 630 с.
5. Maddi S. R. The Search for meaning // Nebraska symposium on motivation, 1970. Lincoln, 1971. P. l37–186.
6. Adler A., Porter A. What life should mean to you. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1980. 300 p.
7. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 366 с.
8. Frankl V. E., Lukas E. Der Wille zum Sinn: ausgewählte Vorträge über Logotherapie. Bern [etc.]: Huber, 1982. 344 S.
9. Корниенко Н. А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Новосибирск: НГПУ, 1996. 376 с.
10. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл 2011. 679 с.
11. Корниенко Н. А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности: автореф. дис.
12. … д-ра психол. наук. Москва, 1998. 59 с.
13. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 1. Ценности в условиях изменяющегося общества. Новосибирск: СибАГС, 2003. 639 с.
14. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 2. Самопознание эмоций как ценностей личности. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2013. 680 с.
15. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 4. Ценности, эмоции, цвет, личность. Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2016. 644 с.
16. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 5. Личность, одарённость, индивидуальность, гениальность. Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2020. 638 с.
17. Гранин Д. А. Нравственный климат в нашей стране невыносим // Учительская газета. 2012. 28 авг. (№ 35). URL: https://ug.ru/daniil-granin-nravstvennyj-klimat-v-nashej-strane-nevynosim/ (дата обращения: 02.02.2022).
18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.
19. Толстой Л. Н. Исповедь // Собрание сочинений. В 22 т. Москва: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 106–165.
20. Корниенко Н. А. Методики изучения эмоционально-ценностной сферы личности. Новосибирск: СибАГС, 2004. 200 с.
21. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 3. Гражданственность и патриотизм: основа духовно-нравственного развития и воспитания личности. Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2011. 407 с.
22. Программа PolyAnalyst разработанная Megaputer. 1995. // Megaputer URL: https://www.megaputer.com/ (accessed 02.02.2022).
23. Выготский Л. С. Социалистическая переделка человека // Человек. 2016. № 4. С. 122–131.
24. Крупенникова Л. Ш., Курбатов В. И. Виртуальная личность: Net-мышление, сетевой психотип и Интернет-фобии // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2537 (дата обращения: 02.02.2022).
25. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Прокофьева А. В. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением // Медицинская психология в России. 2015. № 4. С. 1–20. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer02.php (дата обращения: 02.02.2022).
26. Maddi S. R. The search for meaning // Nebraska symposium on motivation, 1970. Lincoln, 1971. P. l37–186.
27. Мотков О. И. Тест интегральной гармоничности личности. Москва: Маска, 2015. 98 с.
28. Inkeles A., Smith D. Becoming modern. London: Heinemann, 1974. 437 p.
29. McClelland D. C. The achieving society. Princeton: Van Nostrand, 1961. XV, 512 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Корниенко Н.А. Развитие психологии исследовательского поведения личности. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):327-336. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-16
For citation: Kornienko N.A. Development of psychology of research behavior of the individual. Professional education in the modern world. 2022;12(2):327-336. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.