Инклюзивная модель дополнительного образования и проблемы индивидуальной образовательной траектории


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Работа содержит результаты теоретического осмысления проблемы персональных траекторий образования педагогов в дополнительном инклюзивном образовании.

Постановка проблемы. Работа над созданием, реализацией и совершенствованием индивидуальной образовательной траектории школьников и студентов с ОВЗ в рамках инклюзивной модели образования является ведущим условием его успешности.

Методика и методология исследования. Автором сделана попытка реализации системного подхода к изучению проблем в практике подготовки современных педагогов в контексте модели инклюзивного образования.

Результаты. Понятие индивидуальной образовательной траектории с точки зрения задачи качественной подготовки современного педагога в общем и дополнительном инклюзивном или инклюзивно-ориентированном образовании мы можем определить как индивидуализированный (индивидуально-специфичный) путь поиска и осуществления человеком в учебно-профессиональной деятельности его личностного, межличностного и профессионального потенциала, своих креативных и репродуктивных, педагогических и иных способностей, реализуемый в сопровождении и при участии тьютора, супервизора или иного наставника или полностью самостоятельно (в контексте самообразования). Созданная и осуществляемая инклюзирующая траектория, будучи представленной в дидактическом и наставническом взаимодействии педагога (предметника, классного руководителя/куратора, иного наставника-тьютора) и обучающегося, требует работы по ее сверке, рефлексии, коррекции и т. д. Активизация учебно-профессиональной активности обучающихся с ОВЗ связана с формированием и реализацией инклюзирующей индивидуальной образовательной траектории как такой траектории личностного, межличностного и профессионального становления и развития человека, которая предназначена для решения задач его инклюзии. Она может иметь разные формы.

Выводы. Активизирующая и создающая условия для всестороннего развития и инклюзии человека с ОВЗ в сообщество образовательная траектория складывается и реализуется при условии синхронизации линий личностного, межличностного и учебно-профессионального совершенствования в общем и дополнительном инклюзивном образовании, гармонизации пространства-времени образования и пространства-времени бытия каждого человека с ОВЗ как ученика и будущего специалиста. Такие синхронность и гармоничность – итог сознательных, многосторонних и постоянных усилий всех субъектов образования на всех стадиях разработки и осуществления образовательной траектории будущего педагога, вплоть до рефлексии и коррекции образовательного маршрута и его разных стадий.


Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами, факультета педагогического образования 

119 991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52



Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 10–19.

2. Роджерс К. Р., Фрейберг Дж. Свобода учиться. Москва: Смысл, 2019. 526 c.

3. Исаевская Е. В., Колыванова Л. А. Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования // Молодой ученый. 2016. № 16. С. 11–15. URL: https://moluch.ru/archive/120/33322/ (дата обращения: 13.04.2022).

4. Лызь Н. А., Лабынцева И. С. Организация деятельности студентов в высшем образовании. Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2018. 93 с.

5. Хохлова В. А. Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1043–1045. URL: https://moluch.ru/archive/104/24290/ (дата обращения: 13.04.2021).

6. Шафикова А. А. Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии // Молодой ученый. 2019. № 20. С. 521–522. URL: https://moluch.ru/archive/258/59287/ (дата обращения: 13.04.2021).

7. Комаровская Е. П., Пивоваров В. А. Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов в образовательном процессе вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 16–19.

8. Кондратенко А. Б., Григорьев А. Н., Кондратенко Б. А. Построение образовательных траекторий в образовании современной России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3. С. 122–125.

9. Костин Г. А., Юмашева И. А. Управление образовательной системой вуза на основе разработки и внедрения технологии индивидуальной траектории обучения // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 3. С. 315–321.

10. Kassymova G. K., Yurkova M. G., Zhdanko T.A., Gerasimova J. R., Kravtsov A. Yu., Egorova J. V., Gasanova R. R., Larionova L.A., Arpentieva M. R. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, № 382. P. 195–200.

11. Kassymova G. К., Stepanova G.A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L.A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171–176.

12. Краснопеева Т. О., Шевченко А. И., Гураль С. К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153–176.

13. Кудряшова Н. П. Об использовании индивидуальных образовательных траекторий // Химия в школе. 2019. № 6. С. 24–26.

14. Чикалов Н. А., Гасанова Р. Р., Арпентьева М. Р. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования. Toronto: Altaspera, 2021. 362 с.

15. Маркелова Ю. В., Белоновская И. Д. Образовательная траектория развития лидерских качеств будущего менеджера // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 343–347.

16. Никитина М. Г., Побирченко В. В. Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5, № 1. С. 68–74.

17. Никулина А. С. Модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. С. 74.

18. Петрова В. И. Методические аспекты построения индивидуальных образовательных траекторий при обучении студентов педагогического образования // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 40–49.

19. Сафронова М. А. Мультипрофильность, как один из трендов в современных образовательных и профессиональных траекториях выпускников // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 121–123.

20. Арпентьева М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 252 с.

21. Сергеева М. Г. Менеджмент-сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65–3. С. 168–171.

22. Сергеева М. Г. Проектирование образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды // Научное образование. 2019. № 1. С. 15–21.

23. Станулевич О. Е. Построение персонифицированных образовательных траекторий как фактор повышения эффективности образовательного процесса в среднем профессиональном образовании // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2020. № S1. С. 8–12.

24. Строгецкая Е. В., Пашковский Е. А., Бетигер И. Б., Замотин М. П., Павлова В. А. Индивидуальные образовательные траектории студентов в зарубежных и российских университетах // Информация – Коммуникация – Общество. 2020. Т. 1. С. 235–241.

25. Файн М. Б. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. С. 348–351.

26. Феталиева Л. П. Научно-теоретические и организационные аспекты проектирования индивидуальной образовательной траектории школьников с особыми образовательными потребностями // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 2. С. 51–56.

27. Феталиева Л. П., Чумичева Р. М. Индивидуальная образовательная траектория обучающихся с особыми возможностями и образовательными потребностями: организация и методы // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 9. С. 57–66.

28. Шебанец Е. Ю., Дёмкина Е. В. Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 115–120.

29. Фортыгина С. Н., Корчемкина Ю. В., Махмутова Л. Г., Хасанова М. Л., Белоусова Н. А. Виртуальная образовательная среда как средство построения индивидуальной образовательной траектории для развития уровня самоорганизации будущих педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 2. С. 199–212.

30. Шаповалова И. С., Генкин (Филонова) Ю. Ю. Онлайн перспектива в образовательных траекториях молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 4. С. 91–102.

31. Шеманаева М. А. Автономия и индивидуальная образовательная траектория // Педагогические мастерские. Киров, 2019. С. 118–120.

32. Шеманаева М. А. Индивидуальная образовательная траектория как форма гибкого обучения // Педагогические мастерские. Киров, 2020. С. 131–133.

33. Шилова Л. В., Фетисова Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента как инновационная модель профессионального и личностного развития // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 40–43.

34. Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4262–4270.

35. Гасанова Р. Р., Валеева Г. В., Кузнецова Н. В., Арпентьева М. Р. Социально-психологические проблемы развития дополнительного образования как проблемы развития его субъектов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021. Т. 36. С. 3–15.

36. Гасанова Р. Р. Проблема персональных траекторий дополнительного образования педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 88–101.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Инклюзивная модель дополнительного образования и проблемы индивидуальной образовательной траектории. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):263-270. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-9

For citation: Gasanova R.R. Inclusive model of additional education in creation and problems of educational trajectories for teachers. Professional education in the modern world. 2022;12(2):263-270. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-9

Просмотров: 332

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)