РПД-логия и совершенствование образования в XXI в.
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-20
Аннотация
Введение. В статье характеризуется ситуация, сложившаяся в системе высшего образования в России после перестройки и приведшая к однозначному преобладанию администрирования над профессионально значимыми сотрудниками. Задачей статьи является детальный анализ причин складывающейся в современных условиях обратно пропорциональной связи между уровнем креативности и уровнем бюрократизации. В качестве примера берется такие аспекты бюрократической деятельности, как разработка и внедрение стандартов, представляемых, в частности, рабочими программами дисциплин (РПД) и практик (РПП).
Основной методологией исследования является сравнительный и сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить особенности деятельности по созданию РПД и РПП, которая считается необходимой для повышения уровня методической работы и соответствующего повышения качества преподавания.
Результат исследования позволяет показать, что организация методической работы построена иерархически, причем на верхних уровнях оказываются методисты, а на нижних – все преподаватели, включая профессоров. Работа по созданию учебных программ превратилась, с одной стороны, в отдельную дисциплину, а с другой ‒ в совершенно автономный от учебно-научной деятельности процесс, необходимый не для учебной деятельности, а исключительно для прохождения аттестаций. Кроме того, жесткие и постоянно меняющиеся требования к стандартам (включая и изменения самих стандартов) подкрепляются дополнительными требованиями к качеству педагогического состава, растущими по мере осознания неэффективности предшествующих мер. Такая практика рассматривается в контексте общемировой тенденции трансформации университетов от университетов культуры к университетам совершенства (по терминологии Риддингса).
Авторы статьи приходят к выводу, что в результате проводимой образовательной политики возникает ситуация не просто имитации образования, но имитации имитации. Расцвет РПД-логии является важным современным индикатором того, что реальная траектория развития большинства университетов современной России фактически демонстрирует существенное снижение уровня преподавания.
Об авторах
О. А. ДонскихРоссия
Донских Олег Альбертович – доктор философских наук, профессор, PhD (Monash, Australia), заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук; профессор
Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56
В. И. Разумов
Россия
Разумов Владимир Ильич – доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник; профессор
Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56
Список литературы
1. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. Москва : ИНФРА-М, 2020. 227 с.
2. Ореховский П. А., Разумов В. И. Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 3, ч. 1. С. 77–94. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.1-84-102.
3. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона : cборник. Москва : Прогресс, 1989. 448 с.
4. Семенов Е. В. О необходимости переориентации научно-технологической политики с производства показателей на решение реальных проблем // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 2, ч. 1. С. 11–32. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-11-32.
5. Cardoso S., Rosa M. J., Videira P., Amaral A. Internal quality assurance: a new culture or added bureaucracy? // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 44. P. 249–262. DOI: 10.1080/02602938.2018.1494818.
6. Halfmann W., Radder H. The academic manifesto: from an occupied to a public university // Minerva. 2015. № 53. P. 165–187.
7. Mcgrath E. J. Bureaucracy in higher education // Journal of Social Issue. 1945. vol. 1, iss. 4. P. 44–51.
8. Readings B. The university in ruins. Cambridge [et al.] : Harvard Univ. Press, 1996. X, 238 p.
9. The higher education managerial revolution? / ed. by A. Amaral, V. L. Meek, I. M. Larsen. Dordrecht : Springer, 2003. XIII, 297 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-010-0072-7.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Донских О.А., Разумов В.И. РПД-логия и совершенствование образования в XXI в. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):168-174. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-20
For citation: Donskikh O.A., Razumov V.I. WPD-logy as a tool of the improvement of education in the 21st century Professional education in the modern world. 2022;12(1):168-174. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-20
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.