Повышение профессиональной готовности курсантов к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-18

Полный текст:




Аннотация

Введение. Развитие профессионального образования в области пожарной безопасности является актуальной задачей, решение которой направлено на повышение уровня защиты населения и территорий от пожаров. Система практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения включает развитие и совершенствование практических умений и навыков выполнения пожарно-строевых нормативов, которые являются базовыми упражнениями, формирующими профессиональную готовность выпускника.

Постановка задачи. Основной задачей исследования выступает разработка методики практической подготовки, направленной на развитие практических умений и навыков выполнения пожарно-строевых нормативов и их поддержание на высоком практическом уровне.

Методика и методология исследования. Для выполнения задачи исследования отобран перечень контрольных пожарно-строевых нормативов, формирующих профессиональную готовность выпускника к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушению. Проведен входной контроль выполнения пожарно-строевых нормативов в контрольных группах через год после окончания практической подготовки, выявлено значительное утрачивание ранее полученных умений и навыков. Для повышения и поддержания на достаточном уровне профессиональных умений и навыков изучены применяемые методики подготовки пожарных, с учетом которых разработаны порядок организации подготовки курсантов и методика выполнения нормативов.

Результаты. В отличие от индивидуально-групповых методик практической подготовки, направленных на формирование техники выполнения упражнений и ее постепенного закрепления, предложена последовательно-групповая методика, которая позволяет в том числе обеспечить одновременное поддержание ранее сформированных умений и навыков на высоком практическом уровне. В основе предложенной методики лежит модульный принцип формирования структурно-методической схемы практического занятия для последовательного выполнения практических упражнений в составе малых групп, обеспечивающий высокоинтенсивную работу курсантов в течении занятия.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной методики в повышении практических умений и навыков выполнения пожарно-строевых нормативов, которая позволяет обеспечить систематическую подготовку обучаемых для поддержания ранее сформированных умений и навыков.


Об авторе

В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Булгаков Владислав Васильевич – кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника академии – начальник института профессиональной подготовки

Российская Федерация, 153040, г. Иваново, пр-т Строителей, 33



Список литературы

1. МЧС России: сайт. URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/uchrezhdeniya-mchs-rossii/spasatelnyepodrazdeleniya/pozharnaya-ohrana (дата обращения: 12.10.2021).

2. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году : стат. сб. / ред. Д. М. Гордиенко. Москва : ВНИИПО, 2021. 112 с.

3. Бочкарева Л. П., Бодин О. Н., Белушкина О. А., Богаткина Е. В., Потапова С. Н. Анализ готовности студентов направлений пожарной и техносферной безопасности к деятельности в чрезвычайных ситуациях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8, № 2. С. 238–243.

4. Булгаков В. В. Деловая игра как метод подготовки курсантов МЧС // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 3. С. 1–16.

5. Карапузиков А. А. Педагогическая система подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 151–154.

6. Xu D., Song Y., Meng Y. Relationship between frefghter physical ftness and special ability performance: predictive research based on machine learning algorithms // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, № 20. P. 1–10.

7. Коноваленко П. Н., Багажков И. В., Войкин И. А. К вопросу о практико-ориентированном обучении при подготовке начальника караула пожарно-спасательных подразделений // Инновации в образовании. 2020. № 3. С. 88–95.

8. Акулова Л. Н. Бугаков А. И., Кузнецов Б. В. Особенности применения методики профессионально-адаптационной физической подготовки в практической деятельности по совершенствованию физических качеств курсантов вузов МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1. С. 10–13.

9. Борцова А. Н., Кознов П. Н., Кушнер Н. А., Логинов О. Н., Симина Т. Е. Психолого-педагогические условия формирования у будущих спасателей мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 12. С. 22–26.

10. Дубровская Ю. А., Пихконен Л. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России) // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 174–181.

11. Машошина И. В., Шуткин С. Н., Чижов А. В. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. Т. 1, вып. 9. С. 591–592.

12. Уколов А. В., Пономарев В. В., Жернаков Д. В., Лагунов А. Н. Формирование базовых профессионально-прикладных двигательных компетенций курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России // Теория и практика физической культуры. 2017. № 5. С. 31–32.

13. Чумила Е. А., Бабич В. Е., Маркач И. И., Федькович В. А., Шашок И. Д. Применение физических упражнений СДК «Атлет» для подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2019. Т. 3, вып. 3. С. 344–351.

14. Abel M., Palmer T., Trubee N. Exercise program design for structural frefghters // Strength and Conditioning Journal. 2015. Vol. 37, № 4. P. 8–19.

15. Frost D., Beach T., Callaghan J. Exercise-based performance enhancement and injury prevention for frefghters: contrasting the ftness- and movement-related adaptations to two training methodologies // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29, № 9. P. 2441–2459.

16. Рондырев-Ильинский В. Б. Пожарно-строевая подготовка как основа профессионального обучения пожарных-спасателей // Вопросы педагогики. 2017. № 12. С. 61–64.

17. Шипилов Р. М., Легошин М. Ю., Ишухина Е. В., Кулагин А. В., Маринич Е. Е. Разработка комплекса упражнений для развития силовой выносливости в модифицированной боевой одежде пожарного // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 1. С. 46–63.

18. Темнов А. В., Массерова И. В. Актуальность изменения или дополнения к нормативам, связанным с использованием штурмовой лестницы, по пожарностроевой подготовке для личного состава Федеральной противопожарной службы // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2, вып. 1. С. 298–303.

19. Камаева Э. Д., Сайфуллин В. Р., Насырова Э. С. Веревка, как необходимый элемент при проведении аварийно-спасательных работ // Наука и практика – 2019 : материалы Всерос. междисциплинар. науч. конф. Астрахань, 2019. С. 86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41468028 (дата обращения: 14.10.2021).

20. Шипилов Р. М., Казанцев С. Г., Давиденко А. С., Шалявин Д. Н. Разработка дополнительных нормативных заданий и их временных показателей к работе со штурмовой лестницей // Современные проблемы гражданской защиты. 2019. № 2. С. 106–112.

21. Abel M., Mortara A., Pettitt R. Evaluation of circuittraining intensity for frefghters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2011. Vol. 25, № 10. P. 2895–2901. DOI: https://doi.org/10.1519/jsc.0b013e31820da00c.

22. Sempf F., Thienes G. High-intensity functional training for frefghters // Strength & Conditioning Journal. 2021. DOI: 10.1519/SSC.0000000000000659.

23. Булгаков В. В. Оценка утрачивания курсантами практических умений и навыков выполнения аварийноспасательных работ и методика их восстановления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, № 4. С. 463–467.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Булгаков В.В. Повышение профессиональной готовности курсантов к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):152-159. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-18

For citation: Bulgakov V.V. Improving the professional readiness of cadets for emergency rescue and firefighting. Professional education in the modern world. 2022;12(1):152-159. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-18

Просмотров: 258

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)