Обоснование военно-профессиональных компетенций, требующихся офицерам-выпускникам


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-15

Полный текст:




Аннотация

Введение. Сложившаяся международная геополитическая обстановка, современный технический уровень вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет высокие требования к выпускникам высших военно-учебных заведений (ввузов), от которых зависит обороноспособность нашей Родины, сила и мощь ее армии. Поэтому подготовка офицерских кадров является одним из приоритетных направлений военного строительства российской армии. Важная роль в этом деле отводится военно-профессиональной подготовке молодых офицеров, формированию у них ответственного и заинтересованного отношения к своему делу, готовности выпускников ввузов к будущей службе в войсках, органах военного управления, образовательных и научно-исследовательских организациях. Успешное решение задачи военно-профессиональной подготовки выпускников ввузов представляется возможным с помощью компетентного подхода.

Постановка задачи. Основной задачей исследования является обоснование военно-профессиональных компетенций, получаемых курсантами во время обучения в ввузах.

Методика и методология исследования. В ходе исследования использованы методы анализа и синтеза, проведен комплекс мероприятий, включающий сбор, сравнение, обобщение, ранжирование, формулирование, таргетинг.

Результаты. По итогам проведенной работы обоснованы наиболее важные военно-профессиональные компетенции будущих офицеров. Выпускники ввузов должны быть способны проводить с подчиненными занятия по боевой подготовке; организовать повседневную служебную деятельность подчиненных; обеспечить безопасность военной службы подчиненных; обеспечить укрепление воинской дисциплины в подчиненном воинском подразделении.

Выводы. В статье рассмотрены и обоснованы определения «компетенция» и «компетентность», «профессиональная компетентность военнослужащих», наиболее соответствующие современной образовательной парадигме, в основе которой лежат личностно-ориентированное обучение и компетентностный подход, в настоящее время реализуемые в российской системе образования. Сформулированы выводы по результатам рассмотрения и анализа указанных терминов. Кроме того, на основании анализа и синтеза содержания действующих ФГОС ВПО и требований к подготовке специалистов Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», а также проведенного экспертного опроса соответствующих релевантных категорий постоянного состава ввуза и представителей войсковых частей обоснован ряд актуальных военно-профессиональных компетенций, которые целесообразно формировать у офицеров-выпускников ввуза. Полученные в работе результаты могут быть применены не только в ввузах, но и учебных заведениях других ведомств.


Об авторе

Р. Ю. Боброва
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
Россия

Боброва Раиса Юрьевна – адъюнкт

Российская Федерация, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А»



Список литературы

1. Тимощук Е. С., Чигвинцев И. В. Совершенствование форм обучения специалистов для технических подразделений Железнодорожных войск // Военная мысль. 2021. № 6. С. 90–93.

2. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Компетенции преподавателей вуза: мнение студентов // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 143–146.

3. Панина Г. В. К вопросу о компетенции и статусе бакалавра // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 40–48.

4. Хмельник Д. В. Формирование компетенций лидера у будущих управленцев // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 122–125.

5. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации оборудования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.

6. Сенашенко В. С., Кузнецов В. А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18–23.

7. Конопля А. И. Компетентностная модель в подготовке специалиста медика // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 98–100.

8. Лазукин В. Ф., Барабаш Д. Е., Нелыков С. В., Белоножкин В. В. Алгоритм системы формирования содержания учебной работы и структуры педагогической деятельности в военном вузе // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования : сб. науч. ст. по материалам XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2013. С. 11–16.

9. Лазукин В. Ф., Белоножкин В. В. Формирование командно-методических компетенций у курсантов в высшем учебном заведении. Воронеж : ВВА, 2017. 177 с.

10. Голованова И. Ф. Акцент на моделирование военно-профессиональной деятельности // Вестник военного образования. 2021. № 3. С. 107–110.

11. Шестак Н. В. Профессиональное образование и компетентностный подход // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 38–43.

12. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124–131.

13. Уткин В. Е. Военно-патриотическое воспитание: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 137–141.

14. Сафин А. М., Чернышева Г. Н., Чижов И. А. Практика формирования командно-методических навыков у курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА» // Вестник военного образования. 2021. № 3. С. 57–61.

15. Castro-Rodríguez M. M., Marín-Suelves D., LópezGómez S., Rodríguez-Rodríguez J. Mapping of scientifc production on blended learning in higher education // Education Sciences. 2021. Vol. 11, № 9. Art. 494. _P. 1–15 DOI: 10.3390/educsci11090494.

16. Hanks S., Neve H., Gale T. Preparing health profession students for practice in complex real world settings: How do educators respond to a model of capability? // International Journal of Practice-Based Learning in Health and Social Care. 2021. Vol. 9, № 1. P. 50–63. DOI: 10.18552/IJPBLHSC.V9I1.749.

17. Alharbi B. Development of an ERP system design course to improve students’ learning outcomes // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Vol. 16, № 12. P. 276–288. DOI: 10.3991/ijet.v16i12.22281.

18. Tastanbekova N., Abenova B., Yessekeshova M., Sagaliyeva Z., Abildina G. Development of professional skills in the context of higher school dual education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Vol. 16, № 10. P. 179–193. DOI:10.3991/ijet.v16i10.19373.

19. Cavallaro L., French B. The Impact of Graduate Education on the Mental Complexity of Mid-Career Military Ofcers // Journal of Adult Development. 2021. Vol. 28, № 1. P. 182–193. DOI: 10.1007/s10804-021-09377-1.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Боброва Р.Ю. Обоснование военно-профессиональных компетенций, требующихся офицерам-выпускникам. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):125-133. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-15

For citation: Bobrova R.Y. Justification of military professional competences required by graduate officers. Professional education in the modern world. 2022;12(1):125-133. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-15

Просмотров: 364

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)