Инклюзивная модель образования в создании и реализации образовательных траекторий


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. Инклюзивная модель образования вносит в систему образовательных отношений ряд важных дополнений, включая представление о том, что обучающиеся, имеющие те или иные типические или индивидуальные особенности могут и должны учиться и воспитываться вместе, хотя и в рамках персональных образовательных траекторий. Этих траекторий, отличных от траекторий других обучающихся, тем больше, чем больше их возраст и жизненный опыт, чем уникальнее ситуация их развития, чем более развита образовательная среда учреждения или образовательного комплекса учреждений и т. д.

Постановка задачи. Идея инклюзии есть идея системной индивидуализации образования: создания комплексных, упорядоченных индивидуальных программ (пере)подготовки, которые отвечали бы более или менее специфическим возможностям и потребностям конкретного школьника или студента, позволяя осуществлять образование на качественно высоком результативном и процессуальном уровнях.

Методика и методология исследования. Работа содержит системное теоретическое осмысление современных проблем разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий в контексте модели инклюзивного образования в эпоху перехода к новому технологическому и социальному укладам.

Результаты исследования. Инклюзивная модель образования вносит в систему образовательных отношений ряд важных дополнений, обращает внимание практиков и теоретиков образования на важность гармонизации тенденций образования к стандартизации, универсализации и индивидуализации, к решению задач осуществления человеком себя в мире, способом, который будет значим и нужен и ему, и сообществу.

Выводы. Инклюзивное образование во многом фокусирует «универсальные», общечеловеческие ценности, отражающие эусоциальность человеческого сообщества. Вместе с тем важен системный учет особенностей человека в учебной и иных видах деятельности.


Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами, факультета педагогического образования

Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1, стр. 52



Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 10–19.

2. Валлерстайн И. После либерализма. Москва : ЕУРСС, 2003. 256 с.

3. Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4053–4063.

4. Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4262–4270.

5. Роджерс К. Р., Фрейберг Дж. Свобода учиться. Москва : Смысл, 2019. 526 c.

6. Арпентьева М. Р., Горелова И. В. Эвергетика и проблемы интерсубъективного управления: человеческий и социальный капитал. Торонто : Альтасфера, 2018. 290 с.

7. Акерлоф Дж., Шилллер Р. SpritusAnimals, или как человеческая психика управляет экономикой и почему это так важно для экономики мирового капитализма. Москва : Юнайтед Пресс, 2010. 273 с.

8. Aleshkovski I. A., Moteva A. I., Savina N. E., Gasparishvili A. T., Krukhmaleva O. V. Educational trajectories of school graduates of the Russian industrial region // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 41–60.

9. Сергеева М. Г. Проектирование образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды // Научное образование. 2019. № 1. URL: https://www.na-obr.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).

10. Yatsenko M. P., Melnikova T. V., Leopa A. V., Gorodishcheva A. N., Stumpf S. P., Rakhinsky D. V. Sustainable development and perspectives of universalistic trends in the modern world // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7, № 3. С. 212–222.

11. Акимова И. В., Баландин И. А. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 74–85.

12. Александрова Л. Д. Индивидуальная образовательная траектория в электронно-информационной среде образовательной организации. Москва : Авторский Клуб, 2020. 68 с.

13. Арбузова Н. Н. Индивидуальная образовательная траектория педагога как условие его профессионального развития // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. Т. 6, № 4. С. 99–104.

14. Бояринов Д. А. Индивидуальные образовательные траектории и образовательные карты // Системы компьютерной математики и их приложения. 2020. № 21. С. 371–375.

15. Варламова В. А. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 2. С. 182–184.

16. Галиуллина Ф. Р. Модель психологического сопровождения образовательных траекторий // Теория и практика современной науки. 2019. № 10. С. 254–256.

17. Герцен С. М., Сухарева О. Э., Скороходова Л. В. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 57–61.

18. Гладких В. В., Сверчков Д. Ю. Цифровая образовательная среда как средство обучения курсантов по индивидуальной образовательной траектории // Перспективы науки. 2019. № 5. С. 237–239.

19. Костенко И. П. Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы. Краснодар : Ростовский гос. ун-т путей сообщения (фил. в Краснодаре), 2013. 501 с.

20. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 19–26.

21. Гребенникова В. М., Бондарев П. Б., Игнатович В. К., Игнатович С. С. Семья как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: аспект инклюзии // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2019. Т. 11, № 6-1. С. 22–31.

22. Грибанова М. Ю. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в учреждениях общего среднего образования // Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. № 2. С. 35–38.

23. Гриншкун В. В., Заславский А. А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1. С. 8–15.

24. Зарецкая А. С., Орлов В. А. Построение гибкой системы дополнительного профессионального образования для взрослых на основе индивидуальной образовательной траектории // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2020. № 38. С. 156–160.

25. Захаров А. Б., Адамович К. А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 60–80.

26. Кольева Н. С., Жабагина Ж. Ж., Кожахметова А. Н. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2019. № 1. С. 152–156.

27. Kassymova G. K., Yurkova M. G., Zhdanko T. A., Gerasimova J. R., Kravtsov A. Yu., Egorova J. V., Gasanova R. R., Larionova L. A., Arpentieva M. R. Personal selfdevelopment in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, № 382. P. 195–200.

28. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург : Лань, 2021. 252 с.

29. Чикалов Н. А., Гасанова Р. Р., Арпентьева М. Р. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования. Toronto : Altaspera, 2021. 362 с.

30. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171–176.

31. Арпентьева М. Р., Гасанова Р. Р., Худякова Т. Л., Степанова О. П., Токарь О. В., Дувалина О. Н. Инклюзия и эксклюзия как показатели культуры социальных отношений: глобальное образование в развитии человека // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3. С. 154–165.

32. Гасанова Р. Р. К проблеме интенсификации дополнительного образования: проектирование, реализация, рефлексия и коррекция персональных траекторий образования будущих педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 139–146.

33. Гасанова Р. Р. Разработка и осуществление персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 125–135.

34. Уилсон Э. Хозяева Земли. Санкт-Петербург : Питер, 2014. 368 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Инклюзивная модель образования в создании и реализации образовательных траекторий. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):53-60. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-7

For citation: Gasanova R.R. Inclusive model of education in the creation and implementation of educational trajectories. Professional education in the modern world. 2022;12(1):53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-7

Просмотров: 256

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)