Современные приоритеты образовательной политики (Республика Казахстан)

Полный текст:




Аннотация

Реферат. Цель настоящего исследования - современная образовательная политика Республики Казахстан для понимания тенденций развития системы образования в современных условиях ее реформирования. Опираясь на понятие «образовательная политика» (эпистемологический аспект), разработанное в современной социальной философии, авторы статьи стремятся показать социальные процессы, в которых осуществляется реформирование современной системы образования (онтологический аспект). Важность обозначенных в статье проблем, связанных с современными приоритетами образовательной политики Республики Казахстан, обусловлена кардинальными изменениями казахстанского общества, коренной перестройкой социальных отношений, переоценкой духов ных ценностей и накоплением негативных явлений в обществе. Показано, что современная специфика процесса связана с переходом Казахстана к либеральной модели общественного устройства, к системе капиталистических, рыночных отношений, что вызвало развал отлаженной системы экономической жизни, воспитания и образования, переоценку устоявшихся ценностей. Переоценка ценностей (аксиологический аспект исследования проблемы) в сознании людей совпала с переходом от советской директивной культуры к открытой и массовой, от личностно-ориентированного образования к прагматически-компетентностному. В статье показывается также, что социальное расслоение общества сегодня дополняется и обостряется его духовным расслоением: сознание одной части общества обременено воспоминаниями о прошлом, другой - увлечено поиском духовных ориентиров будущего. Без преодоления противоречивости сознания, без утверждения в сознании людей общечеловеческих ценностей невозможно преодоление негативных явлений, успешное возрождение Казахстана в качестве геополитического субъекта. Предпринята попытка осмыслить основные приоритеты образовательной политики Республики Казахстан, реализация которых позволила буквально за два десятилетия выстроить новую образовательную систему и адаптировать ее к существенным вызовам современности. Анализируются такие приоритеты образовательной политики, как создание благоприятной социально-экономической и культурной среды как объективной основы возрождения духовных ценностей и определяющего источника дальнейшего личностного развития, совершенствование самой структуры и содержания образовательной системы, сохранение и воспроизводство национальных черт образования (воспитания), вековечных позитивных традиций и др.

Об авторах

Алибек Серикбекович Бегалинов
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Россия


Нина Васильевна Наливайко
Институт философии и права Сибирского отделения Российская академия наук
Россия


Список литературы

1. Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования // Инновационная деятельность в образовании. - 1995. - № 2. - С. 17-19.

2. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1994.

3. Доклад по национальной политике в области высшего образования Казахстана. - Презентация. URL: http://pptonline.ru/slide/download/id/189571 (дата обращения: 24.07.2014).

4. Выступление вице-министра Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан. URL: http://mojazarplata.kz/main/kz-news/ (дата обращения: 1.07.2014).

5. Статистика по вузам РК на 2013 год. URL: http://www.uchi.kz/statistika-po-vuzam-rk-na-2013-god (дата обращения: 1.07.2014).

6. Смена приоритетов в образовательной политике Республики Казахстан. URL: http://charko.narod.ru/tekst/an9/2_3.html (дата обращения: 24.07.2014).

7. Политика развития образования Республики Казахстан. - Алматы: VOX POPULI, 2010.

8. Информационная безопасность детей: проблемы и пути решения. Аналитический отчет. - Астана, 2010.

9. Два вуза из Казахстана впервые вошли в список 400 лучших университетов мира. URL: http://www.obrazovanie.kz/ru/extensions/311-400-.html (дата обращения: 24.07.2014).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бегалинов А.С., Наливайко Н.В. Современные приоритеты образовательной политики (Республика Казахстан). Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):170-180.

For citation: Begalinov A.S., Nalivayko N.V. Priorities of educational policyin Kazakhstan. Professional education in the modern world. 2014;(4):170-180. (In Russ.)

Просмотров: 559

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)