Аксиологический аспект авестийской ценности


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-4

Полный текст:




Аннотация

С появлением первых сведений об Авесте возникли различные суждения о генезисе зоро- астризма. Сохранившиеся на пехлеви и парси части Авесты стали основанием для формирования гипотезы об иранской почве возникновения зороастризма. Однако в этой гипотезе не учитывались два следующих обстоятельства: во-первых, время и место становления, формирования, функционирования и распространения зороастризма, вначале не имевшего своего точного названия, позже именовавшегося греческими историками «зороастризм». Во-вторых, многопластовость зороастризма как религиозного верования, вобравшего в себя древнейшие ранние формы обожествления явлений природы и одновременно являвшегося монотеистическим религиозно-философским учением. Известно, что зороастризм – самое древнее по происхождению религиозное учение, оказавшее большое влияние на другие мировые религии. Историческое значение этой религиозной системы и ее идеологии еще не достаточно полно определено. Эта религия как по форме, так и по содержанию формировалась и кристаллизовалась в непосредственной зависимости от своей социально-этнической базы и идеологической направленности. Название религии («зороастризм»), данное ему древними греками, не употреблялось ни основателем религии, ни его проповедниками. Подчеркивая дуалистический характер первоначального зороастризма, необходимо отметить бессистемность и противоречивость поздней Авесты. Это было следствием бессистемности записей проповедей пророка, которые впоследствии были приведены в определенную систему.


Об авторе

Г. Т. Махмудова
Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека
Россия

Махмудова Гули Тилабовна – доктор философских наук, профессор

Ташкент, Студенческий кампус, Университетская улица, 4



Список литературы

1. Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат). Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 300 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2 . Москва : Мысль, 1977. 473 с.

3. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. Москва : Политиздат, 1989. 572 c.

4. Брагинский И. С. Из истории таджикской и персидской литературы : избр. работы. Москва : Наука, 1972. 524 с.

5. Маковельский А. О. Авеста. Баку : Изд-во Акад. наук АзССР, 1960. 144 с.

6. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Москва : Наука, 1988. 302 с.

7. Авеста в русских переводах (1861-1996). СанктПетербург : Журн. «Нева», 1997. 477 с.

8. Махмудова Г. Философская сущность Авесты. Ташкент : Санъат, 2010. 256 с.

9. Лелеков Л. А. Зороастризм: явления и проблемы // Локальные и синкретичeские культуры. Москва, 1991. С. 12–47.

10. Баженов Л. В. Средняя Азия в древний период. Ташкент, 1937. 79 с.

11. Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2005. 288 с.

12. Брагинский И. С. Из истории таджикской и персидской литературы. Москва : Наука, 1972. 524 с.

13. Тураев Б. А. История Древнего Востока. В 2 т. Ленинград : Соцэкгиз, 1936.

14. Струве В. В. Этюды по истории Северного Причерноморья Кавказа и Средней Азии. Ленинград : Наука, 1968. 365 с.

15. Гафуров Б. Г. История Таджикской ССР. Т. 1. Москва : Госполитиздат, 1955. 544 с.

16. Дьяконов И. М. История Мидии (от древнейших времен до конца IV в. до н.э.). Москва ; Ленинград : Наука, 1956. 486 c.

17. Малерб М. Религии человечества. Москва ; Санкт-Петербург : Рудомино, 1997. 600 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Махмудова Г.Т. Аксиологический аспект авестийской ценности. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):206-213. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-4

For citation: Mahmudova G.T. Axiological aspect of Avestian value. Professional education in the modern world. 2021;11(1):206-213. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-4

Просмотров: 328

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)