Болонский процесс в России: социально-философский и аксиологический анализ


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-13

Полный текст:




Аннотация

 В статье рассматривается образовательная реальность, сформировавшаяся в нашей стране в результате присоединения к Болонским соглашениям. В частности, анализируются ценности, которые декларируются применительно к Болонскому процессу. Рассматривается приемлемость этих ценностей в российских реалиях. При исследовании ценностей применяется анализ инверсивных отношений в иерархических системах. Ценности, действующие в обществе, образуют иерархию. В этой иерархии действуют два организационных принципа, которые могут действовать согласованно, но могут и противоречить друг другу. Если один принцип противоречит другому, в системе ценностей возникает инверсия. Эта инверсия представляет собой форму отношений, которая разрушительно влияет не только на систему ценностей, но и на общество, где актуальны эти ценности. В результате на первый план выходят не просоциальные, а эгоистические ценности. Именно это происходит при насаждении в России ценностей, декларируемых Болонскими соглашениями. Так, например, одной из главнейших ценностей Болонских соглашений является общеевропейская идентичность обучающихся. Кризисы последних лет показали несостоятельность такой идентичности; на первом плане все равно находится национальная идентичность. Те же россияне, для которых референтной группой становятся граждане Евросоюза, оказываются вырванными из собственного социума. Другой декларируемой ценностью Болонских соглашений является студентоцентрированное обучение (Student-centred learning). Однако и эта ценность направлена не на поддержание отношений в социуме, а на интересы отдельного индивидуума, которые могут не совпадать с социальным заказом на обучение. Самостоятельное выстраивание образовательной траекто- рии ограничивается отсутствием производственного опыта у обучающегося. Академическая мобильность, которая лежит в основе Болонского процесса, имеет для отечественных студентов лишь ограниченное приме- нение. Она представляет интерес главным образом как своего рода «образовательный туризм», реальная же польза такой мобильности ограничена ввиду разрушения образовательной вертикали, которая формируется по-своему в каждом университете. Несостоятельна в отечественных условиях и идея «автономии и независимости» университетов.

Об авторе

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом,

630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Список литературы

1. Болонский процесс и его значение для России Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С. А. Медведева. Mосква : РЕЦЭП, 2005. 199 c.

2. Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. В. Болонский процесс в вопросах и ответах. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.

3. Д. А. Севостьянов Болонский процесс в России: социально-философский и аксиологический анализ D. A. Sevostyanov The Bologna process in Russia: socio-philosophical and axiological analysis Ермолова В. С. Болонская система – конструктивная мера совершенствования интеграции европейских государств на фоне мировой глобализации // Человек и образование. 2019. № 4. С. 141–144.

4. Иванова М. А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 48–58.

5. Востриков В. Н., Лищук Е. Н., Савченко Н. В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. 2018. № 8. С. 51–59.

6. Субетто А. И. Умозамещение как отражение капиталогенной антропологической катастрофы и предстоящие «роды действительного разума» // Народное образование. 2020. № 1. С. 87–107.

7. Шолохов А. В. «Болонский процесс» как генератор перманентного кризиса в российском высшем образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-1. С. 87–90.

8. Куприянов Р. В., Виленский А. А., Куприянова Н. Е. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации // Вестник Казанского технологического ун-та. 2014. № 20. С. 412–416.

9. Джойс Э. А., Симаков А. А. Актуальные проблемы развития высшего образования России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 145–148.

10. Мотова Г. Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2018. № 11. С. 9–21.

11. Васкевич Т. В., Остапенко А. А. Адаптация отечественной системы высшего образования к евроинтеграции, или не пора ли осуществить импортозамещение в вузах? // Образовательные технологии. 2019. № 1. С. 3–30.

12. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р. Символическая природа ценностей // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 2. С. 132–139.

13. Байденко В. И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. № 11. С. 136–148.

14. Гребнев Л. С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В. И. Байденко и Н. А. Селезневой) // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 5–18.

15. Бельский Ю. В., Золкин А. Л. Современное образование: новации и традиции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 247–250.

16. Кавтарадзе Д. Н. Естественное, неестественное и противоестественное в науке и образовании: опыт включенного наблюдения // Пространство и время : альманах. 2018. Т. 16, № 1-2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35648056_48462808.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

17. Сухова Е. Е. А была ли интеграция? Некоторые итоги реформирования систем высшего образования в контексте Болонского процесса // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 1. С. 158–162.

18. Муравьева А. А., Аксенова Н. М., Ватолкина Н. Ш. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 3. С. 119–129.

19. ОСтратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=100053,0&rnd=0.7068483306982019#001523787385733888 (дата обращения 30.04.2020).

20. Логинова М. П. Англосаксонские традиции в системе образования: образование как коммерческое предприятие // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. № 1. С. 98–106.

21. Одегов Ю. Г., Гарнов А. П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3. С. 36–51.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А. Болонский процесс в России: социально-философский и аксиологический анализ. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):35-44. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-13

For citation: Sevostyanov D.A. The Bologna process in Russia: socio-philosophical and axiological analysis. Professional education in the modern world. 2021;11(1):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-13

Просмотров: 279

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)