Развитие готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями слуха


https://doi.org/10.15372/PEMW20200322

Полный текст:




Аннотация

В статье приведены результаты исследования развития готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями слуха, обучающихся по программам среднего профессионального образования, в рамках внеучебной деятельности. Данная тема является весьма актуальной в связи с тем фактом, что профессиональное самоопределение студентов с нарушениями слуха имеет важное значение для выбора профессиональной траектории, построения карьеры, самореализации, социальной адаптации и комплексной реабилитации. Однако изучение вопросов профессиональной ориентации данной категории обучающихся выявило низкий уровень развития этого процесса и, как следствие, трудности в освоении программ профессиональной подготовки. Студенты-первокурсники, как правило, показывали низкий уровень развития мотивации к обучению, слабую подготовку по профильным дисциплинам и ограниченный объем знаний о будущей профессии. На сегодняшний день существует объективная необходимость разработки эффективных методик развития профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха в условиях инклюзивного образовательного процесса. Для решения обозначенной выше проблемы был проведен аналитический обзор публикаций, посвященных изучению вопросов профессионального самоопределения студентов со слуховой депривацией, определены сущностные аспекты профессионального самоопределения, составлена система диагностических методик, которая наиболее полно выявляет актуальный уровень профессионального самоопределения студентов с нарушениями слуха. На основе современных нормативно-правовых актов, регламентирующих профориентационную работу со студентами, результатов исследований специалистов, причастных к данной области знаний, а также с учетом полученных результатов практического исследования, была спроектирована система педагогической работы по развитию готовности к профессиональному самоопределению студентов-инвалидов по слуху. Эта система включает цель, задачи, принципы, этапы, направления, приемы, методы и формы включения студентов с нарушением слуха в профессионально направленную внеучебную деятельность, способствующую наиболее эффективному формированию готовности к профессиональному самоопределению. Спроектированная система была практически реализована в условиях инклюзивной среды университета на базе института социальных технологий, имеющего многолетний опыт профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Более половины контингента обучающихся имеют различные нарушения слуха. По результатам внедрения данной системы были сформулированы рекомендации по созданию условий для развития профессионального самоопределения студентов во внеучебной деятельности. Их использование позволит педагогам образовательных организаций более эффективно организовать профориентационную работу со студентами-инвалидами по ­слуху.

Об авторе

Е. В. Траулько
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Траулько Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе института социальных технологий

630073, Новосибирск, проспект Карла Маркса



Список литературы

1. Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 2, № 2. С. 136–140.

2. Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Москва, 2003. С. 10–14.

3. Дрозд Е.В., Харитонова Е.А. Краткий обзор нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2016. № 1. С. 26–30.

4. Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» (ред. от 29.07.2014) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-23082 013‑n-380n/ (дата обращения: 06.03.2020).

5. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46‑ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012‑n-46‑fz-o/ (дата обращения: 06.03.2020).

6. Траулько Е.В. Профессиональное самоопределение студентов с нарушением слуха в процессе освоения образовательных программ высшего образования // Социализация и реабилитация в современном мире. Москва, 2017. С. 605–611.

7. Траулько Е.В. Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов в Новосибирском государственном техническом университете // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы науч.‑практ. конф., Новосибирск, 20–21 февр. 2018 г. Новосибирск, 2018. С. 187–190.

8. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. Москва: Педагогика, 1979. 216 с.

9. Ибрагимова Р.Ю. Социальные проблемы лиц с нарушением слуха // Педагогическая и коррекционная психология. Махачкала, 2010. С. 57–61.

10. Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации. – Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: cб. науч. трудов. М.: ИОСО РАО, 2003. 69 с.

11. Балахничева Г.В. Внеучебная деятельность студентов педвузов в системе их подготовки к воспитательной работе в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Луцк, 1981. 23 с.

12. Деркач Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе (на материале педвузов): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 1972. 17 с.

13. Дудкина М.В., Ковалев В.П. Внеаудиторная деятельность как часть образования и досуга студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1. С. 17–23.

14. Мулендейкина Т.А. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения студентов спортсменов высокого класса: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2016. 23 с.

15. Award for distinguished scientific application of psychology: John L. Holland // American Psychologist. 2008. Vol. 63, № 8. P. 672–674. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.63.8.672.

16. Super D.E., Crities J.O., Hummel, R. C., Moser H.P., Overstreet P.L., Warnath C.F. Vocational development: a framework of research. New York: Columbia Univ., 1957. 142 p.

17. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 20–37.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Траулько Е.В. Развитие готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями слуха. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4120-4129. https://doi.org/10.15372/PEMW20200322

For citation: Traulco E.V. Developing the preparedness for professional self-determination of hearing impaired students. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4120-4129. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200322

Просмотров: 342

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)