Университет Гумбольдта в контексте современных научных и образовательных коммуникаций


https://doi.org/10.15372/PEMW20200310

Полный текст:




Аннотация

В статье проблемы классического университета Гумбольдта анализируются в контексте современных научных и образовательных технологий, подчеркивается значение данного университета для всей международной системы университетского образования. Среди множества задач и проблем, которые исторически решал этот университет, в статье особое внимание уделяется проблемам классической дисциплинарности университетского образования и проблемам формирования личностной и государственной идентичности. В то же время вопросы дисциплинарности анализируются в их классической и неклассической формах. В частности, рассматриваются особенности новой дисциплинарности. Точно так же в различных контекстах исследуются и проблемы идентичности. Раскрываются разные формы представления данных проблем, в том числе реконструируются некоторые способы формирования идентичности, включая контексты самообразования, общие контексты культуры, контексты формирования городской идентичности. В статье выделяется роль нарратива и нарративной идентичности в процессах формирования личностной и культурной идентичности и передачи социально-культурных смыслов и ценностей. Раскрывается изменчивый, темпоральный характер идентичности. Показывается, что язык связан со структурированием нарративной идентичности человека. Показывается, вслед за Ж. Лиотаром, что нарративное знание выстраивается в рамках своей языковой игры. Подчеркивается роль отчуждения и когнитивного присвоения в процессах создания нарратива. В статье последовательно проводится мысль о том, что современный развитый концептуальный аппарат проблем идентичности и дисциплинарности может быть применен для анализа соответствующих вопросов не только в современных условиях, но и в истории образования и культуры. Более того, такой способ анализа приводит, в свою очередь, к обогащению самого используемого концептуального аппарата. Методология исследования опирается на такие методологические концепции, как методология экспертного анализа текста (МЭАТ), неформальная аналитика текста (НАТ), дискурс-анализ, концептуальный анализ.

Об авторах

Г. В. Сорина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Сорина Галина Вениаминовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета, Учебно-научный корпус «Шуваловский», научный руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) философского факультета «Философско-методологическое проектирование и принятие решений»

119 991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, 1, МГУ имени М.В. Ломоносова



М. А. Шувалова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Шувалова Мария Александровна – аспирант 1‑го курса кафедры философии языка и коммуникации философского факультета, Учебно-научный корпус «Шуваловский»

119 991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, 1



О. Г. Розова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Розова Ольга Геннадьевна – аспирант кафедры философии языка и коммуникации философского факультета, Учебно-научный корпус «Шуваловский»

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Богомолов А.В. Университетский город как основа бренда территории // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. заоч. науч.‑практ. конф. Екатеринбург, 2014. URL: https://is.gd/SkB5Hx (дата обращения: 03.08.20)

2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.

3. Гречко П.К. Идентичность – современные перспективы // Ценности и смыслы. 2009 № 2. С. 38–52.

4. Гумбольдт В., фон. Язык и философия культуры: пер. с нем. Москва: Прогресс, 1985. 450 с.

5. Гумбольдт В., фон. О пределах государственной деятельности. Москва: Социум, Три квадрата, 2003. 200 с.

6. Лиотар Ж. Состояние постмодерна: пер. с фр. Москва: Алетейя, 1998. 160 с.

7. Ридингс Б. Университет в руинах: пер. с англ. Минск: БГУ, 2009. 248 с.

8. Фестиваль «Кружевная рапсодия» // Балахнинский музейный историко-художественный комплекс. URL: https://www.bmihk.ru/posetitelyam/festival-kruzhevnaya-rapsodiya (дата обращения: 03.08.2020). алфавит!

9. Сегал А.П. Гумбольдтовская реформа школы как образец социальной стратегии (опыт ретроспективного проектного анализа) // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3409–3417.

10. Сорина Г.В. Интеллектуальная деятельность: присвоение, отчуждение, способы хранения // Ценности и смыслы. 2020. № 4. С. 85–103.

11. СоринаГ.В.Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) вобразовательном процессе // ЛитРес. URL: https://www.litres.ru/g-v-sorina/metodologiya-ekspertnogo-analiza-teksta-meat-v-obrazovatelnomprocesse/ (дата обращения: 04.08.2020).

12. Сорина Г.В. Бажанов В.А. Мозг – Культура – Социум. Кантианская программа в когнитивных исследованиях // Вопросы философии. 2020. № 2. С. 211–213. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒2‑211‑213.

13. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. Москва: Канон +, 2009. 272 с.

14. Хейне П. Экономический образ мышления. Москва: Дело, 1993. 702 с.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996. 342 с.

16. Южанинова Е.В. Гуманистическая концепция Вильгельма фон Гумбольдта: к 250‑летию со дня рождения // Историко-педагогический журнал. 2017. № 2. С. 36–50.

17. Griftsova I., Sorina G. Question-answer procedures: informal text analytics and argumentation // SGEM 2018: 5th Intern. Multidiscipline. sci. conf. on soc. sciences & arts (19–22 March). Vienna, 2018. P. 303–310. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/21/S06.038/.

18. Kreiswirth M. Trusting the tale: the narrativist turn in the human sciences // New Literary History. 1992. Vol. 23, № 3. P. 629–657.

19. Sorina G.V. Informal text analytics at the interface of theoretical research and education // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7, № 3.15. P. 314–320. DOI: 10.14419/ijet. v7i3.15.18 696.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сорина Г.В., Шувалова М.А., Розова О.Г. Университет Гумбольдта в контексте современных научных и образовательных коммуникаций. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):3998-4008. https://doi.org/10.15372/PEMW20200310

For citation: Sorina G.V., Shuvalova M.A., Rozova O.G. Humboldt University in a context of modern scientific and educational communications. Professional education in the modern world. 2020;10(3):3998-4008. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200310

Просмотров: 289

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)