О РОЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ




Аннотация

Статья посвящена проблеме установления границ использования дистанционного обучения в высшем образовании. Актуальность данной тематики продиктована возникновением форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией, которая позволила провести уникальный эксперимент по масштабному применению такого обучения. Проанализированы некоторые аспекты этой проблемы применительно к изучению математических дисциплин на младших курсах технического вуза. Исследование основано на анализе научных публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам смешанного обучения, дистанционного обучения и особенностям обучения математическим дисциплинам в вузах. Сделан вывод, что одной из основных проблем внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс является недостаточная мотивация учащихся, что особенно ярко выражено на младших курсах. Отмечено, что эффективность применения дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании, обусловлена в большой степени именно хорошей мотивацией людей, желающих повысить свой профессиональный уровень. Обсуждаются результаты, полученные в период вынужденного перехода на дистанционное обучение (март-июль 2020 г.) и, в частности, приводится обоснование определенной модели смешанного обучения. Подчеркнуто, что, поскольку угроза повторения ситуации, связанной с пандемией не исключена, а вместе с ней и необходимость нового  перехода на дистанционное обучение, то проблеме мотивации обучающихся должно быть уделено особое внимание на всех уровнях образовательного процесса

Об авторах

Владимир Викторович Филатов
Новосибирский государственный технический университет
Россия
доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ), кафедра инженерной математики.


Альбина Владимировна Гобыш
Новосибирский государственный технический университет
Россия
кандидат физико-математических наук, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ), кафедра инженерной математики.


Список литературы

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: Постановление Государственного Комитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7426/ca1820d99f2c758e82d835816b28c0a34417dc33/ (дата обращения: 14.09.2020).

2. Лученкова Е. Б., Носков М. В., Шершнева В. А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). С. 54-59.

3. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 214 с.

4. O'Flaherty, J., Phillips, G., Karanicolas S. et al. The use of flipped classrooms in higher education: A scoping review. // Internet and Higher Education 25. 2015. P. 85-95.

5. Downes S. Рersonal and personalized Learning// EMMA Newsletter. 2016. Feb.17. Available at: https://us8.campaign.archive.com/u=17ce08681f559814caf1359d3&id=fa1770e58d&e=-6fb12

6. Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Смешанное обучение: модели и реальные практики. // Открытое и дистанционное образование. 2019. №1 (73). С. 22-32.

7. Логинова А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» //Молодой ученый. 2015. №9. С. 1114-1119.

8. Зубов В.Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. № 6 (4). С. 636-643. https://doi.org/10.15372/PEMW20160409

9. McGee P., Reis A. Blended course design: A Synthesis of Best Practies // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16, Is. 4. P. 7-22.

10. Tan C., Yue W.-G., Yu Fu Effectiveness of flipped classrooms in nursing education: Systematic review and meta-analyses // Chinese Nursing research. 2017. № 4. P.192-200.

11. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 14.09.2020).

12. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.09.2020).

13. Блог Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Матвиенко В.И. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/115583/ (дата обращения: 14.09.2020).

14. Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, 10 июня 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63502 (дата обращения: 14.09.2020).

15. Передача «Диалог» на телеканале «Россия 24» [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/news/b1e54d1c (дата обращения: 14.09.2020).

16. Мацибора М. Г. Из истории становления заочного образования в России// Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 3(13). С. 41-45.

17. В Минобрнауки оценили работу вузов в условиях дистанционного обучения: РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200320/1568890741.html?rcmd_alg=svd&rcmd_id=1568785514 (дата обращения: 14.09.2020).

18. Российский рынок дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.: исследования компании NeoAnalytics [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/ (дата обращения: 14.09.2020).

19. Названы последствия пандемии для российского образования [Электронный ресурс]. URL: ttps://lenta.ru/news/2020/05/28/obrazovanie/ (дата обращения: 14.09.2020).

20. Костюченкова Е. Названы последствия «дистанционки» для российского образования [Электронный ресурс]. URL: https://smolnarod.ru/v_rossii/nazvany-posledstviya-distancionki-dlya-rossijskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 14.09.2020).

21. Филатов В.В., Гобыш А.В. Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (50). С. 227–234. DOI: 10.26456/vtpsyped/2020.1.227.

22. Гобыш А.В. Об опыте организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 181–184. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-181-184.

23. Красько С.А., Сергеева Л.Г., Михайлова Н.Н. Применение дистанционного обучения в технических университетах //Высшее образование в России. 2018. № 6 (27). С. 135-139

24. Цифровизация образования в России и мире. [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 14.09.2020).

25. Матрусова А. Это беспощадный псевдоофлайн. Какие мифы об образовании разрушила самоизоляция. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/eto-besposhhadnyj-psevdooflajn-kakie-mify-ob-obrazovanii-razrushila-samoizolyacziya/ (дата обращения: 14.09.2020).

26. Andreev, V. V., Gorbunov, V. I., Evdokimova, O. K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. Volume 15, № 1. 2020. P. 21-37. DOI: 10.26907/esd15.1.03

27. Гобыш А.В. Об особенностях встраивания онлайн-курсов по дисциплине «Математический анализ» в учебный процесс вуза // Преподаватель XXI век. 2019. № 4, ч. 1. С. 119–131.

28. Семенова Т.В., Вилкова К.А.Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов //Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6 (21). С. 114-126.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Филатов В.В., Гобыш А.В. О РОЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4).

For citation: ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(4).

Просмотров: 348

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)