СЕМАНТИЗАЦИЯ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В РАМКАХ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Преподавание иностранного языка в техническом вузе требует всё более эффективных средств, методов и приёмов введения и закрепления профессиональной лексики. Многие российские и зарубежные авторы посвящают свои работы данной теме. Однако сохраняется потребность в обобщении и систематизации описанного опыта, что позволит планировать эффективный образовательный процесс в современных изменчивых условиях. Сокращение сроков изучения иностранного языка и стремительное внедрение электронных средств обучения в образовательный процесс являются дополнительными новыми условиями, способными влиять на результат. Изучив литературу по теме и проанализировав собственный и авторский опыт можно сделать вывод о наиболее эффективных, на сегодняшний день, средствах и приёмах семантизации и первичного закрепления профессиональной лексики. Особое значение для данного исследования имеет работа с терминами. Сложность этого процесса обусловлена тем, что студенты первого курса не имеют достаточного словарного запаса в профессиональной сфере. Семантизация в данном случае становится полноценным введением нового понятия в профессиональный лексикон будущего специалиста.
Об авторе
Татьяна Анатольевна РахимоваРоссия
зав. кафедрой иностранных языков, SPIN-код: 4046-5544
Список литературы
1. Байденко В.И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия / В.И. Байденко. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. 2009. – № 11. – С. 26-40.
2. Karsten R. Alltagssprache, Fachsprache und ihre besonderen Bedeutungen für das Lernen // Zeitschrift für Didaktik der Naturwissenschaften. 2010. Jg. 16. С. 235-260.
3. Массалова А. Э. Упражнения для формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции в военно-инженерном вузе / А.Э. Массалова. – Текст : электронный // Лингвокультурология. – 2018. – №12. – С. 147 – 153.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uprazhneniya-dlya-formirovaniya-professionalno-orientirovannoy-leksicheskoy-kompetentsii-v-voenno-inzhenernom-vuze (дата обращения: 18.02.2020).
4. Шелов С. Д. Еще раз об определении понятия «Термин» // Вестник ННГУ. 2010. №4-2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-ob-opredelenii-ponyatiya-termin (дата обращения: 09.06.2020).
5. Eckardt B. (2000) Die sprachliche Charakterisierung der Fachsprache des Rechts // Fachsprache als Kommunikationsbarriere? Deutscher Universi-täts-Verlag GmbH. Wiesbaden. 2000. pp. 21-41. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-322-81264-3_4#citeas (дата обращения: 18.06.2020).
6. Mohamed Ch. Die Fachsprache im Fremdsprachenunterricht. Eine Unter-suchung. München. GRIN Verlag. 2013. URL: https://www.grin.com/document/231251 (дата обращения: 18.06.2020).
7. Seidel S. Kommunikationsfördernde Methoden im Fremdsprachenunterricht: «Vier-Ecken-Gespräch» mit internationalen Studierenden // Многоязычие в образовательном пространстве. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikationsf-rdernde-methoden-im-fremdsprachenunterricht-vier-ecken-gespr-ch-mit-internationalen-studierenden (дата обращения: 18.06.2020).
8. Böttger H. The Mindful classroom //Praxis Fremdsprachenunterricht. № 6. 2018. S. 7-10
9. Бардинская Т. Р. Лексические трудности при работе над профессио-нально ориентированными текстами и возможные пути их преодоления / Т. Р. Бардинская, Е. В. Карцева, А. А. Флаксман. – Текст : электронный // Kant. – 2018. – №1 (26). – С. 16 – 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-trudnosti-pri-rabote-nad-professionalno-orientirovannymi-tekstami-i-vozmozhnye-puti-ih-preodoleniya (дата обращения: 01.04.2020).
10. Сахно Е. М., Логвина С. А. Психологические факторы, определяющие процесс обучения профессиональной лексике / Е.М. Сахно, С.А. Логвина. – Текст : электронный // Символ науки. – 2016. – №4-2. – С. 175 – 178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-opredelyayuschie-protsess-obucheniya-professionalnoy-leksike (дата обращения: 01.04.2020).
11. Артеменко О. А., Амеличева К. А. Организационно-методические условия повышения эффективности отбора и активизации иноязычных лексических единиц в техническом вузе / О.А. Артёменко, К.А. Амеличева. – Текст : электронный // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115). – С.346 – 350. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskie-usloviya-povysheniya-effektivnosti-otbora-i-aktivizatsii-inoyazychnyh-leksicheskih-edinits-v (дата обращения: 18.02.2020).
12. Вепрева Т. Б. Стратегии обучения профессионально-ориентированному вокабуляру / Т.Б. Вепрева. – Текст : электронный // Lingua mobilis. – 2015. – №2 (53). – С. 83 – 90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-obucheniya-professionalno-orientirovannomu-vokabulyaru (дата обращения: 01.04.2020).
13. Чеснокова Н. Е. К вопросу обучения профессиональной иноязычной лексике студентов инженерных специальностей / Н.Е. Чеснокова. – Текст : электронный // Вестник ТГПУ. – 2018. – №3 (192). – С. 19 – 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obucheniya-professionalnoy-inoyazychnoy-leksike-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey (дата обращения: 01.04.2020).
14. Фёдорова Н. Ю. К вопросу о способах оптимизации обучения профессионально ориентированной лексике / Н.Ю. Фёдорова. – Текст : электронный // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – №1. – С. 180– 190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-optimizatsii-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike (дата обращения: 01.04.2020).
15. Лаптенок, Г. В. Особенности семантизации лексики на начальном этапе обучения / Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 8: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «Белорусский Дом печати», 2014. – С.186-190.http://elib.bsu.by/handle/123456789/100486 (дата обращения: 18.02.2020)
16. Галеева Ж.А. Компьютерные и интернет-ресурсы в процессе концептуального усвоения профессиональной медицинской лексики / Ж.А. Галеева. – Текст : электронный // Вопросы когнитивной лингвистики. –2012. – №3. С. 99- 106.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-i-internet-resursy-v-protsesse-kontseptualnogo-usvoeniya-professionalnoy-meditsinskoy-leksiki (дата обращения: 18.02.2020).
17. Омелич О.К. Об эффективных способах увеличения словарного запаса студентов / О.К. Омелич. – Текст : электронный // Смоленский медицинский альманах. – 2016. – №2. – С. 125 – 128. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ob-effektivnyh-sposobah-uvelicheniya-slovarnogo-zapasa-studentov (дата обращения: 18.02.2020).
18. Сергевнина В. М. Терминоведческий аспект преподавания иностранного языка в неязыковом вузе / В.М. Сергевнина. – Текст : электронный // Вестник ННГУ. – 2012. – №1-2. – С. 408 – 413. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terminovedcheskiy-aspekt-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 01.04.2020).
19. Дакукина Татьяна Анатольевна Семантизация лексических единиц при обучении чтению оригинальных иноязычных текстов // Ped.Rev. 2015. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantizatsiya-leksicheskih-edinits-pri-obuchenii-chteniyu-originalnyh-inoyazychnyh-tekstov (дата обращения: 04.05.2020).
20. Дмитрусенко И. Н Принципы отбора лексических единиц для формирования рецептивной лексики в процессе самостоятельного чтения при модульной системе обучения // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. Издательство: ЮУрГУ 2015. Том 7. № 1. С. 69-74
Дополнительные файлы
![]() |
1. Алгоритм | |
Тема | алгоритм | |
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(38KB)
|
Метаданные |
Для цитирования: Рахимова Т.А. СЕМАНТИЗАЦИЯ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В РАМКАХ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3).
For citation: . . Professional education in the modern world. 2020;10(3).
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.