ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТРАНЗИТА




Аннотация

Аннотация. В статье рассматривается влияние совершаемого социокультурного транзита (перехода к обществу знания) на цель и содержание подготовки студентов педвузов к деятельности по укреплению здоровья обучающихся. Методологической основой исследования послужили: концепции, осмысляющие характер переживаемого этапа социокультурной эволюции человечества; целостный подход к проектированию педагогических систем; современные концепции подготовки педагогов в области сохранения и наращивания здоровья детей и молодёжи.  Основываясь на выделенных наукой сущностных чертах общества знания, автор приходит к выводу, что конститутивным качеством его субъекта является стремление к творчеству. А значит, важнейшим моментом профессионального педагогического образования в современных условиях становится формирование готовности будущего учителя к здравотворческой деятельности. Данная деятельность, в отличие от здоровьесберегающей деятельности, во-первых, внутренне мотивируема и, во-вторых, нацеливает субъекта на расширение заложенных природой способностей. Здравотворческая подготовка студента педвуза предполагает формирование у него здравотворческой культуры – программы образа жизни и профессиональной деятельности, которая проявляется  в готовности и способности сохранять и наращивать наследуемый природный потенциал,  организовать развитие собственной личности и личности своих воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС в области охраны и укрепления здоровья обучающихся. Структурообразующим элементом этой культуры выступает здравотворческий идеал, задающий образец поведения, имеющего целью использовать усилия по укреплению здоровья для самостроительства личности. Здравотворческая подготовка выпускника педвуза предполагает перестройку учебных планов педвузов, включение в них дисциплин трансдисциплинарного характера.

Abstract. The article deals with the impact of the ongoing sociocultural transit (transition to a knowledge society) on the goal and content of preparing future teachers in pedagogical universities for activities aimed at strengthening the health of students. The methodological basis of the study was: concepts that comprehend the nature of the current stage of the sociocultural evolution of mankind; holistic approach to the design of pedagogical systems; modern concepts of teacher training in the field of preserving and enhancing the health of children and youth. Based on the essential features of the knowledge society highlighted by science, the author comes to the conclusion that the constitutive quality of the subject of this society is the desire for creativity. So, the most important moment of professional pedagogical education in modern conditions is the formation of the future teacher’s readiness for health creation activities. This activity, in contrast to health-preserving activity, is, firstly, internally motivated and, secondly, aims the subject to expand the abilities laid down by nature. Training of a student for health creation activity at a pedagogical university involves the formation of a health creation culture - a lifestyle program and professional activity, which is manifested in the willingness and ability to preserve and increase the inherited natural potential, to organize the  personality development in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard in the field of health protection and strengthening students. The structure-forming element of this culture is the ideal of health creation, which sets the pattern of behavior with the goal of using efforts to promote health for self-construction of the personality. Training for health creation activity of a graduate of a pedagogical university involves the restructuring of the curricula of pedagogical universities, the inclusion in them of transdisciplinary disciplines.


Об авторе

Денис Сергеевич Новиков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

ассистент кафедры общей гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской



Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf. (дата обращения: 28.04.2020).

2. Черных С.И. Качество образования: инверсия целей и средств // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 5 (78). С. 19 – 25.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 944 с.

4. Drucker Р. The Age of Discontinuity, Guidelines to our changing society. New York, Harper Row, 1969.

5. Low M.D., Low B.J., Baumler E.R., et al. Can Education Policy Be Health Policy? Implications of Research on the Social Determinants of Health // Journal of Health Politics Policy and Law, 30(6), 1131-62, 2005.

6. The Future of Social Protection: What works for non-standard workers? (May 2018). [Электронный ресурс].URL: http: // www.oecd.org/els/soc/Future-of-social-protection.pdf (дата обращения 02.05.2020)

7. The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution (January 2016). [Электронный ресурс]. URL: http: www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения 02.05.2020)

8. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с.

9. Здоровье молодёжи: сравнительное исследование Россия, Беларусь, Польша. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. 214 с.

10. Здоровье населения: проблемы и пути решения : материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол. : Н.М. Римашевская (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск : Право и экономика, 2011. 331 с.

11. Третьякова Н.В., Фёдоров В.А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 208 с.

12. Новиков Д.С. Базовые основания процесса формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в условиях постиндустриального транзита // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (146). С. 49 – 53.

13. Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.jurnal.org/articles/2007/ped30.html (дата обращения: 02.05.2020).

14. Глушко Д.Е. Формирование у учащихся-подростков установочной системы на здравотворчество: автореф. дис. …канд. пед. наук. Якутск, 2003. 22 с.

15. Новолодская Е.Г. Креативная природа человека: феномен жизнетворчества и здравотворчества // Педагогическое образование в России. 2012. №4. С.18 – 26.

16. Орехова Т.Ф. Здоровьетворящее образования в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы // Научный результат: сетевой научно-практический журнал. 2015. №3(5). С.60–69.

17. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здороьесозидающей функции образования: автореферат дис. …д-ра пед. наук. Владимир, 2011. 49 с.

18. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровье созидание как ведущая стратегия образовательной политики России в третьем тысячелетии // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2013. Т. 15. № 1-4. С. 300 – 308.

19. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): автореферат дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2009. 50 с.

20. Вильчек В.М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура»,1993. 224 с.

21. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Вып. № 5. Т.10. С. 91 – 95.

22. Ермакова М.А. Понятие «индивидуальный опыт здравотворчества подростка» как педагогическая категория // Сибирский педагогический журнал. 2007. №14. С.294 – 301.

23. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. М.: Наука, 2003. 525 с.

24. Новиков Д.С. Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: сущность, структура, функции // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN217.pdf (дата обращения 02.05.2020)

25. Иванников В.А., Монроз А.В. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 35. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2020).

26. Третьякова Н.В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности: монография / Н. В. Третьякова; под науч. ред. В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 159 с.

27. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Арлашева Л.В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 19 – 28.

28. Андреева И.Г. Формирование культуры здоровья в содержании общего образования // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. научн. тр. Международной научно-практической конференции 6 – 7 июня 2016 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С.452–456.

29. Разеев Д.Н. Идеалы образовательных стратегий в герменевтической перспективе // Коммуникация и образование: сб. ст. / под ред. С.И. Дудника. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.33–49.

30. Новиков Д.С. Идеал калокагатии в контексте современной здравотворческой педагогической стратегии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер: педагогические науки. 2014. № 1(86). С.103 – 105.

31. Черных С.И., Наливайко Н.В. Образовательное взаимодействие как объект философского анализа // Философия образования. 2012. №1(40). С.186 – 191.

32. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С.299 – 301.

33. Новиков Д.С. Готовность педагога к деятельности по укреплению здоровья учащихся: теоретический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (125). С. 38–42.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новиков Д.С. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТРАНЗИТА. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3).

For citation: . . Professional education in the modern world. 2020;10(3).

Просмотров: 254

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)