Факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях высшего образования

Полный текст:




Аннотация

В статье описаны и экспериментально подтверждены факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях высшего образования. В структуре социальной идентичности автором выделены три качественно своеобразных когнитивно-мотивационных компонента: базисный, личностный и профессиональный. К факторам отнесены: 1) высшее образование; 2) личностные характеристики (направленность на самопринятие, самоуважение, самоценность, саморуководство, на свой внутренний мир; осознание требований социальной среды); 3) значимость настоящей (будущей) профессиональной деятельности. Дана характеристика каждого параметра соответствующего фактора.

Об авторе

Марина Анатольевна Назарова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис.. д-ра психол. наук. - М.: МПГУ, 2001. - 42 с.

2. Столин В. В. Самопознание личности / В. В. Столин. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.

3. Маслоу А. Самоактуализация. - [Электронный ресурс]. - URL: psychology, ru. - (дата обращения: 01.09.2013).

4. Патырбаева К. В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К. В. Патырбаева, В. В. Козлов, Е. Ю. Мазур, Г. М. Конобеев, Д. В. Мазур, К. Марицас, М. И. Патырбаева; науч. ред. К. В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2012. - 250 с.

5. Hogg М. From I to We: Social Identity and the Collective Self / М. Hogg, K. Williams // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 2000, Vol. 4, 1. - P. 81-97.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

7. Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопр. психол. - 1990. -№ 5. - С. 72-81.

8. Голланд Д. Тест по определению типа личности // Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 6-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - С. 295-299.

9. Кун М. Тест «Кто Я?» / М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой / Т. В. Румянцева // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб.: Речь, 2006. - С. 82-103.

10. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 960 с.

11. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

12. Самоактуализационный тест Э. Шострома (САТ) в модификации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз: [Электрон. ресурс]. - URL: psylab.info. - (дата обращения: 01.09. 2013).

13. Turner K. L. The Centrality of Gender and Ethnic Identities across Individuals and Contexts / K. L. Turner, C. S. Brown // Social Development, 16, 4, 2007.

14. Bennett M. Children’s subjective identification with social groups: a self-stereotyping approach / M. Bennett, F. Sani // Development Science 11; 1, 2008. - P. 69-75.

15. Amiot C. E. Integration of Social Identities in the Self: Toward a Cognitive-Developmental Model / C. E. Amiot, de la R. Sablonnrnre, D. J. Terry, J. R. Smith // Pers. Sos. Psychol. rev., 2007; 11. - P 364-390.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Назарова М.А. Факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях высшего образования. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(3):109-117.

For citation: Nazarova M.A. Factors influencing social identity in contexts of higher education. Professional education in the modern world. 2014;(3):109-117. (In Russ.)

Просмотров: 371

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)