Информатизация и цифровизация: сложностный подход к оценке трансформации образования
https://doi.org/10.15372/PEMW20190404
Аннотация
Авторы пытаются осмыслить особенности перспективных направлений процессов информатизации и цифровой трансформации современного образования как сложного феномена. Применяя теоретические концепции сложности, созданные в отечественной и зарубежной философской мысли, авторы доказывают необходимость выработки интегративных подходов к оценке трансформаций, осуществляющихся в процессе информационных изменений сферы современного образования. Компаративный анализ существующих моделей «сложного видения» образования в процессе его цифровой трансформации и критическое рассмотрение его содержания позволили выявить достоинства и недостатки использования принципов эпистемологии сложности в исследовании образования. Образование представляет собой сферу когнитивного усложнения, где происходит выработка творческих и адаптивных компетенций, необходимых для успешного осуществления деятельности в условиях высокой скорости изменчивости социальной среды. Системное обновление результатов и содержания образования, методов и организационных форм учебной работы предполагает понимание комплексности этого сложного процесса, поскольку изменения каждой из составляющих связаны между собой, К достоинствам сложностного подхода к исследованию трансформаций образовательной сферы следует отметить ориентацию на процессуальный, а не субстанциальный характер феноменов образовательной сферы. Осмысление сложности образования предполагает обращение к организационной специфике образовательных процессов, развития образовательных сред и педагогических технологий. Исследование трансформации образования как сложного феномена предполагает организацию междисциплинарной интеракции, направленной на синтез и взаимодействие многообразных форм осмысления и исследования образования, что предполагает использование принципов трансдисциплинарности.
Об авторах
В. И. КудашовРоссия
Кудашов Вячеслав Иванович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого»
Красноярск, 660 041, пр. Свободный, 79;
660 022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
А. В. Думов
Россия
Думов Александр Витальевич – студент бакалавриата
Красноярск, 660 041, пр. Свободный, 79
Список литературы
1. Digital Transformation: Online Guide to Digital Business Transformation [Электронный ресурс]. URL: https://www.i-scoop.eu/digital-transformation/ (дата обращения: 15.09.2019).
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (утв. 24.12.2018) [Электрон¬ный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/pasportnatsionalnoj-programmy-tsifrovaya-ekonomika-okonchatelnoutverzhdyon.html (дата обращения: 25.09.2019).
3. Сегал А. П. «Цифра» и «цифровое общество» как симулякры XXI века (о терминологической строгости при описании процессов коммуникации) // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 3. С. 2898–2908.
4. Даль Э. Возникновение и сохранение языковой сложности: пер. с англ. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 560 с.
5. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач. / Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 592 с.
6. Morrison K. Education Philosophy and the Challenge of Complexity Theory // Educational Philosophy and Theory. 2008. Vol. 40, № 1. P. 19–34.
7. Райбекас А. Я. Категории вещь, свойство, отношение. Красноярский государственный университет. Красноярск, 2000. 140 с.
8. Walker D. 13 Top BBC Micro Bit projects. ITPro. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.itpro.co.uk/desktop-hardware/26289/13top-bbcmicro-bit-projects (дата обращения: 5.09.2019).
9. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2016. 160 с.
10. Морен Э. Метод: природа природы / пер. с франц. и вступ. ст. Е. Н. Князевой. М.: Канон+, Реабилитация, 2013. 488 с.
11. Бейтсон Г. Разум и природа: Неизбежное единство / пер. с англ. и предисл. Д. Я. Федотова. М.: УРСС: ЛИБРОКОМ, 2016. 256 с.
12. Князева Е. Н. Конструирование будущего // Экономические стратегии. 2010. № 4. С. 2–11.
13. Князева Е. Н. Когнитивная сложность // Философия науки. Вып. 18. М., 2013. С. 81–95.
14. Cilliers P. Complexity and Postmodernism: Understanding Complex Systems. London: Routledge, 1998. 168 p.
15. Davis B., Sumara D. Complexity and Education: Inquiries into Learning, Teaching, and Research. New York and London: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. 192 p.
16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
17. Sumara D., Luce-Kapler R., Iftody T. Educating Consciousness through Literary Experiences // Complexity Theory and Philosophy of Education. ed. By M. Mason. West Sussex, UK: Wiley Blackwell, 2008. P. 217–230.
18. Bialik M., Fadel C. Knowledge for the Age of Artificial Intelligence: What Should Students Learn? 2018 [Электронный ресурс]. http://curriculumredesign.org/wp-content/uploads/CCR_Knowledge_FINAL_January 2018.pdf (дата обращения: 25.09.2019).
19. Morin E. Seven complex lessons in education for the future [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000117740 (дата обращения: 21.09.2019)
20. Kampylis P. et al. Supporting Schools to Go Gigital: From a Conceptual Model Towards the Design of a Self-Assessment Tool for Digital-Age Learning. Seville, Spain: 2016.
21. Puentedura R. Resources to Support the Substitution Augmentation Modification Redefinition (SAMR) Model. 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.schrockguide.net/samr.html (дата обращения: 5.09.2019).
22. OECD. Students, Computers and Learning: Making the Connection. PISA. P.: OECD Publishing, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oesamrcd.org/publications/students-computers-and-learning-789264239555en.htm (дата обращения: 5.09.2019).
23. Shear L., Gallagher G., Patel D. Evolving Educational Ecosystems: Executive Summary of Phase I ITL Research Results. Redmond, WA: Microsoft Corporation, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://download.microsoft.com/download/c/4/5/c45eb9d776854afd-85b3dc66f79277ab/itlresearh2011findings.pdf (дата обращения: 5.09.2019.
24. Vega V., Robb M. B. The Common Sense Census: Inside the 21st-century Classroom. San Francisco, CA: Common Sense Media: 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/thecommon-sense-census-inside-the-21st-century-classroom-2019 (дата обращения: 5.09.2019).
25. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. How People Learn II: Learners, Contexts, and Cultures. Washington, DC: The National Academies Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.17226/24783
26. Kuhn L. Complexity and Educational Research: A Critical Reflection // Complexity Theory and Philosophy of Education. ed. By M. Mason. West Sussex, UK: Wiley Blackwell, 2008. P. 169–180.
27. Morrison K. Complexity theory and education. // Asia Pacific Education Research Association annual conference. Hong Kong, 28–30 November 2006. P. 1–12.
28. Nicolescu B. Methodology of Transdisciplinarity – Levels of Reality, Logic of the Included Middle and Complexity // Transdisciplinary Journal of Engineering & Science. 2010. Vol. 1, No. 1. P. 19–38.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кудашов В.И., Думов А.В. Информатизация и цифровизация: сложностный подход к оценке трансформации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3176-3186. https://doi.org/10.15372/PEMW20190404
For citation: Kudashov V.I., Dumov A.V. Informatization and digitalization: complexity approach to assessing the transformation of education. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3176-3186. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190404
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.