ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190112

Полный текст:




Аннотация

В статье рассмотрены основные универсальные подходы использования информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики и государственном управлении, определены основные этапы внедрения цифровизации в экономике и в органах государственной власти, а также подходы к проведению цифровой трансформации региона и приоритетных направлений развития в цифровизации. Выделены главные сферы реализации цифровой экономики, а также отмечено, с каких элементов экономики целесообразно начинать ее цифровизацию. Обосновано соотношение реальных процессов в управляющих и управляемых подсистемах и информационных технологий как отражение процесса улучшения функционирования госструктур и коммерческих организаций на основе цифровизации процессов. Определены ключевые
звенья развития цифровой экономики на первом этапе, требования к содержанию программ повышения квалификации и переподготовки по развитию цифровой экономики с учетом специфики работы государственных служащих, а также специалистов в различных отраслях экономики, с которыми взаимодействуют органы власти. Изучены особенности выстраивания взаимодействия органов власти с отраслевыми, подведомственными, казенными и бюджетными учреждениями с учетом функционирования специалистов в данных отраслях в соответствии с требованиями введения профессиональных стандартов отрасли. Сформирована базовая модель квалификационных характеристик и направления повышения уровня компетенций, которыми
должен обладать служащий для работы в этой сфере. Кроме того, определены подходы к взаимодействию с образовательными организациями при формировании специальных разделов программ повышения квалификации с учетом требований отрасли к специалистам для занятия определенных должностей, а также подходы к формированию этапов введения элементов цифровизации в отрасль. Приведен перечень технологий, от которых зависит развитие цифровизации. Определены ключевые условия для проведения цифровизации в масштабах страны. Сделан вывод о том, к чему приведет и чего позволяет достичь цифровизация, какие ключевые задачи государства и бизнеса она даст возможность решить в долгосрочной перспективе.


Об авторах

Н. Я. Гарафутдинова
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Омск
Россия
Гарафутдинова Наталья Яковлевна – кандидат экономических наук, доцент, Лаборатория экономических исследований Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения российской академии наук, Омский государственный университет путей сообщения (Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35)


К. A. Кудряшов
ООО «Нейпам Консалтинг», Москва
Россия
Кудряшов Константин Александрович – управляющий партнер ООО «Нейпам Консалтинг» (Российская Федерация, 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 1/1)


Г. Г. Левкин
Омский государственный университет путей сообщения, Омск
Россия
Левкин Григорий Григорьевич – кандидат ветеринарных наук, доцент, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качеством, Омский государственный университет путей сообщения (Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, 35)


Список литературы

1. Зубарев А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 177–184.

2. Громыко Ю. Цифровая экономика и проблемы инфраструктурной революции [Электронный ресурс] // UA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/innovatio/2245372.html (дата обращения: 06.09.2017).

3. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. № 3 (157). С. 17–20.

4. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. 2017. № 3. С. 54–57.

5. Зубарев А.Е., Гасанов Э.А. Стандартизация в информационной экономике // Стандарты и качество. 2003. № 10.

6. Харитонов С.В., Мусина Д.Р., Тюрганов А.Г. Мягкое рыночное управление экономикой региона в контексте цифровой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 1 (139). С. 43–46.

7. Фомина Е.А., Ходковская Ю.В. Финансово-экономические и организационно-правовые формы обеспечения эффективности реализации государственных программ: отечественный и зарубежный опыт // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 3. С. 114–119.

8. Долгосрочный прогноз научно-технического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://prognoz2030.hse.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).

9. Сурова Н.Ю., Безделов С.А. Новые технологии для экономики будущего: рейтинг проектов и механизмы регулирования в сфере цифровой экономики // Вестник академии. 2018. № 1. С. 5–9.

10. Allwinkle S., Cruickshank. Creating Smarter Cities: An Overview [Электронный ресурс] // Journal of Urban Technology. 2011. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10630732.2011.601103 (дата обращения: 10.01.2019).

11. Anttiroiko A.V., Valkama P., Bailey S.J. Smart Cities in the New Service Economy: Building Platforms for Smart Services [Электронный ресурс] // AI & SOCIETY. 2013. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s00146-013-0464-0 (дата обращения: 10.012019).

12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 10.01.2019).

13. Рыбак С.Ю., Лантратов К.В. «Цифра» будет пронизывать все и вся [Электронный ресурс] // Горизонты. URL: https://uacrussia.livejournal.com/67900.html (дата обращения: 10.01.2019).

14. О реализации функций по организации формирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 № 284 (ред. от 01.08.2018) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76347/ (дата обращения: 10.01.2019).

15. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 № 203 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 10.01.2019).

16. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 10.01.2019).

17. Кошкин А.И., Короваева О.А. Цифровая экономика в России. Современные концепции развития экономики. // Аллея Науки. 2018. Т. 5, № 4. С. 462–466.

18. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey & Company. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

19. Tan K.H., Ji G., Lim Ch.P., Tseng M.-L. Using big data to make better decisions in the digital economy [Электронный ресурс] // International Journal of Production Research. 2017. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00207543.2017.1331051 (дата обращения: 10.01.2019).

20. «Цифровую экономику» заденут за живое // Информационное общество. 2018. № 1. С. 70.

21. Юмаев Е.А. Инновационно-промышленная политика в свете перехода к индустрии 4.0: зарубежные тенденции и вызовы для России // Журнал экономической теории. 2017. № 2. С. 181–185.

22. Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс: механизм стратегического планирования экономики. М.: Академ. проект, 2016. 240 с.

23. Li F., Nucciarelli A., Roden S., Graham G. How smart cities transform operations models: a new research agenda for operations management in the digital economy [Электронный ресурс] // Production Planning & Control. 2016. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09537287.2016.1147096 (дата обращения: 10.01.2019).

24. Berg H., Wilts H. Digital platforms as market places for the circular economy – requirements and challenges [Электронный ресурс]. NachhaltigkeitsManagementForum // Sustainability Management Forum. 2018. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s00550-018-0468-9 (дата обращения: 10.01.2019).

25. Batty M., Axhausen K., Giannotti F., Pozdnoukhov A., Bazzani A., Wachowicz M., Ouzounis G., Portugali Y. Smart Cities of the Future // The European Physical Journal Special Topics. 2012. Vol. 214 (1). P. 481–518.

26. Carter L., Bélanger F. The Utilization of E-government Services: Citizen Trust, Innovation and Acceptance Factors // Information Systems Journal. 2005. Vol. 15. P. 5–25.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гарафутдинова Н.Я., Кудряшов К.A., Левкин Г.Г. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2493-2502. https://doi.org/10.15372/PEMW20190112

For citation: Garafutdinova N.Y., Kudryashov K.A., Levkin G.G. IMPROVING THE QUALIFICATION OF STATE EMPLOYEES IN AREAS OF THE DIGITAL ECONOMY AS THE FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY OF POWER. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2493-2502. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190112

Просмотров: 415

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)