СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УРОВЕНЬ СУБЪЕКТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180208

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются этапы становления идеи субъекта человеческой жизни в психологии, который является носителем психики, а также источником конечной регуляции (саморегуляции) базовых психологических детерминаций (мотивы, образы, формы общения и действия). Дается представление о внутреннем мире человека, его базовых детерминациях и проявлениях. При реализации психических явлений в большей или меньшей мере манифестируются (разыгрываются) базовые детерминации психики под «управлением» индивидуального субъекта жизни. Предлагается характеристика основных уровней индивидуального субъекта человеческой жизни (человек как индивид, как субъект и как личность). Индивидуальность понимается как интегративное объединение индивида, субъекта деятельности и личности. Особое внимание уделяется понятию субъекта и личности. При этом базовые детерминанты психики (мотив, образ, общение, деятельность) на уровне индивида, субъекта деятельности и личности различаются. Субъект профессиональной деятельности рассматривается как частный случай субъекта деятельности. Предлагается методологический подход к некоторым проблемам профессионального образования. Рассматриваются вопросы становления профессиональной индивидуальности и проблемы ее гармонии и дисгармонии (включая отчуждение личности в трудовой деятельности и ее эмоциональное выгорание).

Об авторе

Н. С.  Шадрин
Павлодарский государственный педагогический университет.
Россия

Шадрин Н. С. – доктор психологических наук, профессор.

Павлодар, Казахстан.



Список литературы

1. Zinchenko V. P. Wandering in broad daylight or Personal melancholy. Saarbruecken, LAMBERT Academic Publishing, 2016. 144 p.

2. Мироненко И. А. Субъект и личность: о соотношении понятий // Методология и история психологии. 2010. № 1. С. 149–155.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

4. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1861 гг.: в 2 ч.М.: Политиздат, 1980. Ч. 1. 564 с.

5. Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie. Berlin: Dietz Verlag, 1953. 1102 S.

6. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 3–11.

7. Zollinger M. Srtukturpsychology // Schweizerische pädagogische Zeitschrift. 1923. № 2(33). S. 44–51.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 496 с.

9. Шадрин Н. С. Внутренний мир человека как предмет психологии и некоторые особенности «описательной» и «понимающей» психологии // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2015. № 2. С. 78–82.

10. Шадрин Н. С. Уровни субъекта жизни и природа психической реальности: к постановке пробле- мы // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. № 1. С. 77–80.

11. Карицкий И. Н. Интервью журналу «The Unity of Science» // The Unity of Science. 2017. № 1. С. 156–158.

12. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 575 с.

13. Шадрин Н. С. Потерянный и возвращенный мир: Об отчуждении и путях его преодоления: монография. Саарбрюкен: Изд-во LAMBERT Academic Publishing, 2016. 144 с.

14. Шадрин Н. С. Потерянный и возвращенный мир: Об отчуждении личности и путях его преодоления. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. 124 с.

15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

16. Кабрин В. И. Антропологическая судьба субъекта // Методология и история психологии. 2010. № 1. С. 52–69.

17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

18. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2. 248 с.

19. Гайденко П. П. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Наука, 1978. 368 с.

20. Плесснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию [Электронный ресурс] // Проблема человека в западной философии: переводы. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/st000.shtml (дата обращения: 12.01.2018).

21. Sartre J.-P. L’être et le néant. Esse d’ontologie phénoménologique. Pаris: Gallimard, 1943. 722 р.

22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М.: Политиздат, 1974. 536 с.

23. Арсеньев А. С. Кризис психологии и творческий путь С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 109–114.

24. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии. // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 22–32.

25. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

26. Карицкий И.Н, Петренко В. Ф. Евразийство и национальная идентичность // Евразийская ментальность / под общ. ред. В. Ф. Петренко, И. Н. Карицкого. М.: Информполиграф, 2012. С. 21–48.

27. Lewin K. Resolving Social Conflicts. Selected Papers on Group Dynamics. N.-Y.: Happer & Brothers publishers, 1948. 289 р. 28. Buber M. Ich und Du. Köln: Verlag Jacob Henger, 1966. 160 S.

28. Spranger E. Lebensformen. Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Persönlichkei. Tübingen: Max Niemeyer, 1966. 450 S.

29. Леонтьев Д. А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 120–140.

30. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / авт.-сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов на/Д: Феникс, 2012. 495 с.

31. Осин Е.Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 55–81.


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Шадрин Н.С. СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УРОВЕНЬ СУБЪЕКТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1806-1821. https://doi.org/10.15372/PEMW20180208

For citation: Shadrin N.S. SUBJECT OF ACTIVITY AS A LEVEL OF SUBJECT OF INDIVIDUAL LIFE AND SOME METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1806-1821. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180208

Просмотров: 703

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)