ФАСИЛИТИРУЮЩИЕ И ИНГИБИРУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКУЮ КОММУНИКАЦИЮ ФАКТОРЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180110

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена проблеме эффективности дидактической коммуникации обучаемого и обучающего. Анализ отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует о росте интереса исследователей к более глубокому изучению факторов, фасилитирующих и ингибирующих процесс дидактической коммуникации. Однако субъективные представления обучаемых об этих факторах недостаточно изучены педагогической психологией. Исследование строится на базе предложенной автором модели дидактической коммуникации, включающей такие аспекты, как темпорально-топологический (время и пространство учебного взаимодействия), организационный, индивидуально-личностный, рефлексивный. Инструментом исследования послужила авторская методика опросного типа, отражающая вышеуказанные структурные компоненты процесса дидактической коммуникации. В состав исследовательской выборки вошли три группы студентов первого курса Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского (средний возраст 18 лет, общая выборка составила 84 человека). По итогам исследования выявлены представления обучаемых о факторах, благоприятствующих и препятствующих процессу дидактической коммуникации с обучающим. Респонденты отдали предпочтение учебному взаимодействию, которому присущи психологически комфортные темпорально-топологические условия, открытая коммуникативная позиция обучающего и его коммуникативная инициативность. Обучаемыми одобряются формы организации учебного взаимодействия, характеризующиеся возможностью образования дополнительных линий коммуникации, задействованностью многих каналов передачи учебного содержания, аффективной насыщенностью процесса дидактической коммуникации. Не приветствуется дидактическая коммуникация, которая своими темпорально-топологическими характеристиками сводит на нет коммуникативную инициативу участников и обедняет репертуар их взаимодействия.


Об авторе

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия

Петр Викторович Меньшиков – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования.

Калуга



Список литературы

1. Winkel R. Antinomische Pädagogik und kommunikative Didaktik. Düsseldorf: Schwann Verlag, 1986. 175 s.

2. Rubin R. B. Educational Communication [Электронный ресурс]// The International Encyclopedia of Communication / Ed. by W.Donsbach. 12 vol. New York: Wiley-Blackwell, 2008. 6038 p. URL: http://www.black-wellreference.com (дата обращения: 09.10.2017) DOI: 10.1111/b.9781405131995.2008

3. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Питер, 2000. 384 с.

4. Chang Ch. Y. Effect of the Interaction of Instructional Delivery Model and Preference of Learning Environment on Student’s Attitudes // British Journal of Educational Technology. 2006. Vol. 37, № 5. P. 799–802.

5. Retter H. Studienbuch der pädagogischen Kommunikation. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt, 2002. 385 S.

6. Handbook of Research on Educational Communications and Technology / Ed. by J. M. Spector, M. D. Merrill, J. Elen, M. J. Bishop. New York: Springer Science + Business Media, 2014. 965 p. DOI 10.1007/978–1–4614–3185–5

7. Минигалиева М.Р. Разработка интегративной модели дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2014, № 3, т. 20. С. 73–78.

8. Меньшиков П. В. Психология учебного взаимодействия. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. 172 с.

9. Окерешко А. В. Актуальность информального образования в современном информационном обществе // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (2 декабря 2015г.) / отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов: Академия бизнеса, 2015. 88 с.

10. Dajc G. Komunikacija u nastavnom procesu [Электронный ресурс] // 12 ljetna škola kineziologa RH, 27.6. 1. 7.2017. Poreč. URL: http://www.hrks.hr/skole/12_ljetna_skola/51-Dajc.pdf (дата обращения: 10.10.2017)

11. Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. 2005. № 4. C. 132–142.

12. Suzic N. Efikasna pedagoska komunikacija // Obrazovna tehnologija. 2003. № 3. S. 257.

13. Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1(41). C. 35–40.

14. Шоцкая Г. А. Активизация учебной работы студентов на занятии в условиях социальной фасилитации: автореф. … канд. пед. наук. Витебск, 2013. 26 с.

15. Казанжи М.И., Арпентьева М.Р. Фасилитация как феномен межличностных отношений. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 302 с.

16. Казанжи М.И. Психологический портрет будущего педагога-фасилитатора // Вестник Калужского университета: 2015. № 3(28). С. 94–97.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В. ФАСИЛИТИРУЮЩИЕ И ИНГИБИРУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКУЮ КОММУНИКАЦИЮ ФАКТОРЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(1):1631-1639. https://doi.org/10.15372/PEMW20180110

For citation: Menshikov P.V. FACILITATING AND INHIBITING DIDACTIC COMMUNICATION FACTORS IN THE CONTEXT OF STUDENTS ‘ SUBJECTIVE VIEWS. Professional education in the modern world. 2018;8(1):1631-1639. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180110

Просмотров: 383

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)