Синхронный и асинхронный форматы электронного обучения как средство формирования индивидуальной образовательной траектории студентов


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Благодаря современным технологиям мир постоянно трансформируется. В связи с этим сфера образования требует к себе особого внимания. Использование новых цифровых технологий в учебном процессе привело к необходимости изменений в традиционной образовательной парадигме. Постановка задачи. Задачей исследования является выявление характерных особенностей индивидуальной траектории обучения студентов с применением синхронного и асинхронного формата электронного обучения. Исследование направлено на обнаружение положительного влияния сочетания данных форматов на эффективность изучаемого предмета (иностранного языка), возможностей и перспектив дальнейшего развития, а также использования данной методики в обучении студентов технических специальностей. Методика и методология исследования. Реализация поставленных в работе задач осуществляется на основе применения комплекса исследовательских методов: сравнительный анализ, синтез, обобщение, экспериментальный метод. Результаты. Обнаружено, что является целесообразным сочетать синхронный и асинхронный формат электронного обучения в процессе формирования индивидуальной траектории обучения студента (в контексте студентоцентрированного подхода). Раздельное применение этих двух форматов не эффективно и мало способствует повышению мотивации, не делает процесс обучения более активным и сосредоточенным на конечных достижениях, доступности преподаваемого материала для студентов. Новейшие студентоцентрированные технологии, реализация которых позволяет формировать самоуправляемое обучение, полностью совпадают с требованиями студентов к образовательным стандартам, которые они получают в высших учебных заведениях. Результаты исследования показывают, что индивидуальный подход к каждому студенту приводит к улучшению организации образовательного процесса, когда студент самостоятельно выбирает набор учебных материалов, уровень освоения в соответствии со своими будущими профессиональными карьерными интересами и желаемыми результатами обучения. Выводы. Выводы и материалы исследования будут способствовать повышению уровня преподавания такого предмета междисциплинарного цикла, как иностранный язык.


Об авторах

Т. Н. Куренкова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Россия

Куренкова Татьяна Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка Института социального инжиниринга.

660037, Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, д. 31


О. В. Маслова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Россия

Маслова Ольга Викентьевна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка Института социального инжиниринга.

660037, Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, д. 31


Т. В. Стрекалёва
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Россия

Стрекалёва Татьяна Владимировна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка Института социального инжиниринга.

660037, Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, д. 31


Список литературы

1. Abrams Z. I. The effect of synchronous and asynchronous CMC on oral performance in German // The Modern Language Journal. 2003. Vol. 87, no. 2. P. 157 – 167. DOI: https://doi.org/10.1111/1540-4781.00184.

2. Мишота И. Ю. Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 3. С. 97 – 106.

3. Kurenkova T. N., Maslova O. V., Savelyeva M. V., Strekaleva T. V. «Flipped class» as an individual approach technology in teaching English to IT Master degree students // Innovation management and information technology impact on global economy in the era of pandemic: proc. of the 37th Intern. Business Information Management Assoc. conf. (IBIMA) (Cordoba, 30 – 31 may 2021). Cordoba, 2021. P. 3877 – 3881.

4. Kurenkova T. N., Maslova O. V., Savelyeva M. V., Strekaleva T. V. Foreign language to Master degree students: approach to the technology selection // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2020. Vol. 90. P. 763 – 771.

5. Манокин М. А., Шенкман Е. А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн-обучения в контексте теории коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2. С. 23 – 37.

6. Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29830.

7. Стариченко Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 23 – 31.

8. Johnson G. M. Synchronous and asynchronous text-based SMS in educational contexts: a review of recent research // TechTrends. 2006. Vol. 50, no. 4. P. 46 – 53.

9. Denton K. Beyond the lore: a case for asynchronous online tutoring research // The Writing Center Journal. 2017. Vol. 36, no. 2. P. 175 – 203.

10. Ерусалимский Я. М., Узнародов И. М. Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 3 – 7.

11. Flipped classroom // EUROPASS Teacher Academy: website. URL: https://www.teacheracademy.eu/course/flipped-classroom/ (accessed 22.01.2024).

12. Maslova O. V. Blended learning as a modern educational technology of foreign languages teaching // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: электрон. сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, май 2021 г.). Красноярск, 2021. С. 49 – 51. URL: https://www.sibsau.ru/conferencesitem/192/ (дата обращения: 19.01.2024).

13. Акимова О. Б., Щербин М. Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 27 – 34.

14. Донина И. А., Воднева С. Н., Смирнова Е. А. О применении дистанционных технологий в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 – 2. С. 61 – 64.

15. Saxena S. Using technology to create student-centered learning environment // EdTechReview: website. URL: https://edtechreview.in/trends-insights/insights/743-using-technology-for-student-centered-learning-environment (accessed 02.01.2024). Published 6.11.2013.

16. Graaf C. 3 key benefits of a student-centered curriculum // Imagine Scholar: website. URL: https://imaginescholar.org/3-key-benefits-student-centered-curriculum (accessed 11.01.2024). Published 10.03.2017.

17. Ткачева А. Н. Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе // Актуальные вопросы филологических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (Казань, 20 – 23 окт. 2017 г.). Казань, 2017. С. 63 – 65.

18. Глотова М. И., Токарева М. А. Организация асинхронной самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 5. С. 108 – 117.

19. Бородич С. А., Садовская Ж. И. О возможности использования видеолекций и вебинаров в системе дистанционного обучения иностранному языку // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Минск, 28 марта 2019 г.). Минск, 2019. С. 112 – 118.

20. Сейдаметова З. С. Синхронные и асинхронные взаимодействия в онлайн средах обучения // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2020. № 1. С. 95 – 102.

21. Асташкина Н. В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования. Москва: Гуманитар. ин-т; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2000. 172 с.

22. Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. 2008. № 7. С. 243 – 250.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Куренкова Т.Н., Маслова О.В., Стрекалёва Т.В. Синхронный и асинхронный форматы электронного обучения как средство формирования индивидуальной образовательной траектории студентов. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):270-281. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-9

For citation: Kurenkova T.N., Maslova O.V., Strekaleva T.V. Synchronous and asynchronous e-learning format as a means to create students’ individual educational trajectory. Professional education in the modern world. 2024;14(2):270-281. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-9

Просмотров: 116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)