Ценностно-ориентационная функция библиотеки в формировании интеллектуального суверенитета страны
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-7
Аннотация
Введение. Современная эпоха поднимает сложные проблемы бытия, которые во многом объективно определяются постиндустриальным развитием социума, транснациональными процессами в области культуры, информации и образования, науки и техники. На фоне растущей конфронтации с западным политикумом идут динамичные процессы консолидации современного российского общества, сопровождающиеся усилением национальной идентификации, поиском путей формирования и укрепления интеллектуального суверенитета страны, представляющего собой сложный, взаимопроникающий симбиоз культуры, науки и образования. Постановка задачи. Библиотека в качестве социокультурного института, сосредоточившего в себе социально-практический, знаниевый и интеллектуально-духовный опыт человечества, то есть, по существу, код ценностей нации, располагает значительным информационным потенциалом для философско-исторического осмысления сложившейся ситуации и разработки вариантов ее развития. Осознавая необходимость активизации своего участия в интенсивно развивающемся процессе становления интеллектуального суверенитета страны, библиотечное сообщество должно изыскать ресурсы и реализовать все возможности для более эффективных ответов на вызовы времени. Методика и методология исследования. Исследование строится на применении культурологического, аксиологического, социокультурного подходов, позволивших рассмотреть проблему в ее взаимосвязи с актуальными процессами, происходящими в стране и мире. Результаты. Авторы статьи, основываясь на том, что одной из основных сущностных функций библиотеки является ценностно-ориентационная, рассмотрели ряд направлений библиотечной деятельности, способствующих решению задач суверенизации в области науки, культуры и образования. Выводы. Эволюция ценностных основ образования вследствие изменений, происходящих в стране и мире, отражается как на идеологии, так и на технологии библиотечной работы, требует модернизации ее содержания в области создания актуальной образовательной среды. В условиях обретения страной интеллектуальной независимости наиболее важной и востребованной представляется аксиологическаяк функция библиотеки, обеспечивающая ее фондам возможность ценностно-ориентировочного воздействия на общество. Наряду с выполнением сугубо информационной функции активизируется библиотечная деятельность по сохранению отечественных культурных традиций, речевой культуры, социокультурного разнообразия по противодействию деструкции исторического знания и продвижению чтения.
Об авторах
Г. М. ВихреваРоссия
Вихрева Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы.
630200, Новосибирск, ул. Восход, д. 15О. П. Федотова
Россия
Федотова Ольга Павловна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы.
630200, Новосибирск, ул. Восход, д. 15Список литературы
1. Костина А. В. Обеспечение национальной безопасности как основная функция культуры // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 109 – 119.
2. Неретин О. П. Интеллектуальный суверенитет экономики России. Москва: Изд-во Федер. ин-та пром. собственности, 2022. 166 с.
3. Карнаушенко Л. В. Интеллектуальный суверенитет государства и проблема его обеспечения в обществе начала ХХI века // Общество и право. 2015. № 4. С. 10 – 14.
4. Соколов А. В. Библиотека как национальная ценность в эпоху глобализации (элементы библиотечной аксиологии) // Библиотековедение. 2016. Т. 65, № 4. С. 376 – 385.
5. Матвеева Е. А. Библиотека как фактор сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации: дис…. канд. филос. наук. Омск, 2004. 146 с.
6. Российские библиотеки: перспективы интеграции // Университетская книга. 2024. № 1. С. 18 – 23.
7. Галажинский Э. Беседы о сложном. Интеллектуальный суверенитет и новая онтология Университета. 1 часть: беседа с ректором Том. гос. ун-та, чл. Совета по науке и образованию при Президенте РФ Эдуардом Галажинским / записала И. Кужелева-Саган // Новости Томского государственного университета: сайт. URL: https://news.tsu.ru/projects/word-to-the-rector/besedy-o-slozhnom-intellektualnyy-suverenitet-i-novaya-ontologiya-universiteta-1-chast/ (дата обращения: 26.03.2024). Дата публикации: 29.06.2023.
8. Бердяев Н. А. Национальность и человечество // Православная электронная библиотека Одинцовского благочиния: сайт. URL: http://www.odinblago.ru/nacion_i_chelovech (дата обращения: 21.03.2024).
9. Скляревская Г. Н. Русский язык конца XX века: версия лексикографического описания // Словарь. Грамматика. Текст. Москва, 1996. С. 443.
10. Конакова А. К. Грани культурной политики: взгляд библиотек // Современная библиотека. 2015. № 10. С. 52 – 59.
11. Кортунов С. Глобализация и национальная идентичность // Вестник аналитики. 2007. № 1. С. 109 – 123.
12. Вихрева Г. М. Библиотека и вызовы времени: глобализация, цифровизация, сетевизация // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 293 – 302.
13. Скворцов Л. В. Информационная культура и национальная безопасность // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 1997. № 8. С. 35.
14. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: автореф. дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург, 2015. 51 с.
15. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. Москва: Наука, 2010. 180 с.
16. Соколов А. В. Системная интеграция библиологоса // Взаимовлияние информационно-библиотечной среды и общественных наук: сб. науч. ст. Москва, 2023. Вып. 6. С. 50 – 67.
17. Плешакова А. Ю. К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 4. С. 671 – 679. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-8.
18. Гуськов А. Е., Артемьева Е. Б., Гузнер И. А., Лаврик О. Л., Макеева О. В., Редькина Н. С. О программе развития Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН // Книга. Культура. Образование. Инновации («Крым – 2016»): материалы Второго Междунар. проф. форума (Судак, 4 – 12 июня 2016 г.). Москва, 2016. С. 20 – 31.
19. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности. «Круглый стол» в Российской государственной библиотеке // Библиотековедение. 1999. № 3. С. 36 – 52.
20. Редькина Н. С. Библиотека и ресурсы открытого доступа: угрозы vs возможности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 94 – 112.
21. Мазов Н. А., Гуреев В. Н. Публикации любой ценой? // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85, № 7. С. 627 – 631.
22. Васильева И. В. Гуманитарное образование в России // Диалог социологии, образования и общества: материалы межвуз. науч.-практ. конф. (26 марта 2012 г.). Королев, 2012. С. 18 – 20.
23. Маркова Т. Б. Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ: автореф. дис…. д-ра филос. наук. Санкт-Петербург, 2008. 35 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Вихрева Г.М., Федотова О.П. Ценностно-ориентационная функция библиотеки в формировании интеллектуального суверенитета страны. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):250-258. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-7
For citation: Vikhreva G.M., Fedotova O.P. The value-oriented function of library in forming the country’s intellectual sovereignty. Professional education in the modern world. 2024;14(2):250-258. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-7
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.