Индийская философия как предтеча струнной теории сознания. Часть 1
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-2
Аннотация
Введение. В статье рассматривается формирование древней индийской философии, ее связь с сознанием. От зарождения она прошла долгий путь параллельно с философией Китая и античной Греции. В то же время идеи некоторых ее направлений и школ отличаются рядом особенностей. Постановка задачи. На примере философской школы Санкхья мы исследуем становление взглядов древних философов Индии на эволюцию Вселенной, природы и человека. Особое внимание уделяем концепции сознания. Методика и методология исследования. В системе философии Санкхья мы выделяем основополагающие Пракрити и Пуруши. Другие элементы являются дополнительными. Особое значение философы древности придавали трем вибрирующим гунам: это «саттва», «раджас» и «тамас». Нами вскрываются функциональные связи между гунами. Их взаимодействие: равновесие или доминирование, которые определяют все разнообразие материальных и духовных процессов. Эволюция Вселенной в трактовке Санкхья близка к научной теории Большого взрыва. От воздействия стимула на бессознательный хаос развитие природы прослеживается посредством усложнения атомов. Результатом эволюции человека является появление у него производных сознания: интеллекта, ума и Я (Эго). Это позволяет глубже понять особенности поведения реальной личности. Йога дополняет Санкхья и дает возможность осуществлять трансформацию сознания в ряду состояний. Результаты. Анализ удалось осуществить на малоизвестных в российской печати научных статьях и монографиях. Познание развивается по спирали. Через два с половиной тысячелетия от рождения гун появилась научная теория струн. Мы проводим некоторые аналогии между древнеиндийскими гунами и современной теорией струн. Обосновываем теорию сознания уже не квантовой теорией, а более глубокой теорией струн. Концепция сознания аргументируется в русле научной парадигмы Т. Куна. Ведущими являются идеи философа Д. Чалмерса и физика Дж. Уилера об информации. Выводы. Таким образом, феномен сознания имеет кремниевую и биологическую основы. Настаиваем на применении смыслового понятия искусственного сознания вместо искусственного интеллекта. Следовательно, между сознанием человека и искусственным сознанием могут возникать опасные риски доминирования последнего.
Ключ. слова
Об авторах
Ю. Н. БелокопытовРоссия
Белокопытов Юрий Николаевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики социальной работы Юридического института.
660075, Красноярск, ул. Маерчака, д. 6Г. В. Панасенко
Россия
Панасенко Галина Васильевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методики социальной работы Юридического института.
660075, Красноярск, ул. Маерчака, д. 6Список литературы
1. Семенов А. Занимательная философия. СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. 447 с.
2. Гусев Д. А. Популярная философия. М.: Прометей, 2015. 538 с.
3. Добрина Н. А. Мудрость Вед: универсальные знания для каждого. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 191 с.
4. Рамачарака Й. Философия, религия и эзотерические учения Индии. М.: Старклайн, 2009. 320 с.
5. Ульциферов О. Г. Культура Индии (прошлое и настоящее). М.: Нобель пресс, 2013. 686 с.
6. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. 365 с.
7. Саган К. Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого разума. СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. 265 с.
8. Томпсон М. Восточная философия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 384 с.
9. Пахомов С. В. Введение, вступительная статья // Свет дхармы: Антология традиционной индийской философии. СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013. С. 5 – 64 с.
10. Гриненко Г. В. История философии. М.: Издательство Юрайт, 2015. 706 с.
11. История философии: От философии Древнего Востока до философии XXI века / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. М.: ЛЕНАНД, 2014. 880 с.
12. Мюллер Ф. М. Шесть систем индийской философии. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. 432 с.
13. Чаттопадхьяя Д. От санкхья до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. М.: Сфера, 2003. 320 с.
14. Ревонсуо А. Психология сознания. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
15. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии / под общей редакцией А. Ю Агафонова. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2012. 192 с.
16. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. 688 с.
17. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 512 с.
18. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: МЕДИУМ, 1994. 256 с.
19. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Три беседы о метатеории сознания (Краткое введение в учение виджнянавады) // Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – С. 253 – 315.
20. Ефимова И. Я. Карл Густав Юнг и древнеиндийская философия сознания: Компаративистский анализ. М.: ЛЕНАНД, 2015. 240 с.
21. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: РИМИС, 2009. 176 с.
22. Цвибах Б. Начальный курс теории струн. М.: Едиториал УРСС, 2011. 784 с.
23. Тегмарк М. Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2019. 560 с.
24. Линде А. Инфляция, квантовая космология и антропный принцип // Наука и предельная реальность: квантовая теория, космология и сложность / Ред.-сост.: Дж. Барроу и др. М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2013. С. 373 – 399.
25. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Единая теория сознания или проекция теней вибрирующих струн // Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография. Выпуск 7. Ульяновск: Зебра, 2022. С. 19 – 109.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. Индийская философия как предтеча струнной теории сознания. Часть 1. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(2):200-209. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-2
For citation: Belokopytov Y.N., Panasenko G.V. Indian philosophy as a precursor of the string theory of consciousness. Part 1. Professional education in the modern world. 2024;14(2):200-209. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-2
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.