Виртуальные технологии в образовании: проблемы нормативно-правового регулирования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-14
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемами нормативно-правового обоснования применения виртуальных технологий в образовании, заключающимися в отсутствии правовых критериев для внедрения иммерсивных технологий в образовательное пространство. В настоящее время, несмотря на интенсивное развитие цифровых, в том числе иммерсивных технологий, отечественное образование испытывает недостаток в современных нормативно-правовых актах, которые регулировали бы применение технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей в образовательном процессе.
Постановка задачи. Актуальным становится проведение сравнительно-правового анализа научных публикаций юридического и педагогического направлений по нормативно-правовому сопровождению технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей, изучение нормативно-правовой базы российского законодательства, регулирующего применение технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей в образовании, определение общих нормативно-правовых проблем для образовательных организаций всех уровней.
Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических и нормативных источников по проблеме нормативно-правового обоснования применения виртуальных технологий в образовании, структурный анализ локальных нормативно-правовых актов, обобщение и синтез результатов исследований. В статье говорится о необходимости иметь четкую нормативную базу для их использования в образовательном процессе, разработке механизмов и регламентов оценки безопасности применения технологий, соответствия содержательного контента поставленным образовательным целям, упорядочению понятийного аппарата.
Результаты. К результатам можно отнести обобщение основных правовых проблем, затрудняющих внедрение иммерсивных/виртуальных технологий в образовательный процесс.
Выводы. Выявлено, что проблемы правового регулирования использования виртуальных технологий имеют общий характер для образовательных организаций всех уровней; недостаточно урегулированы вопросы правового обоснования использования виртуальных технологий в локальных нормативных актах, создателями которых выступает каждая образовательная организация; конструкция понятия «виртуальные технологии» не представлена дефинитивно в нормативно-правовых актах, что позволяет использовать более широкие термины «иммерсивные технологии», «технологии погружения и т. д. Кроме того, определена потребность в выработке требований к новым компетенциям педагогов; нормативно-правовом регламентировании процесса внедрения VR/AR технологий в рамках образовательного процесса как образовательной методики.
Об авторах
А. Э. ПамирскийРоссия
Памирский Арсений Эдуардович – юрист
675000, г. Благовещенск, ул. Текстильная, д. 35, оф. 203а
Е. Н. Маслова
Россия
Маслова Елена Николаевна – кандидат юридических наук, преподаватель
675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 95
Е. А. Жирова
Россия
Жирова Елена Айдыновна – заместитель заведующего
675000, г. Благовещенск, ул. Василенко, 20/5
И. Э. Памирский
Россия
Памирский Игорь Эдуардович – кандидат биологических наук, директор
634050, г. Томск, пл. Ново-Соборная, 1
К. С. Голохваст
Россия
Голохваст Кирилл Сергеевич – доктор биологических наук, директор
630501 Новосибирская область, р. п. Краснообск
Список литературы
1. Гурьянов С. Новое VRемя: зачем школьникам виртуальная реальность // Известия iz. 2022. 8 янв. URL: https://iz.ru/1268085/sergei-gurianov/novoe-vremia-zachem-shkolnikam-virtualnaia-realnost (дата обращения: 10.07.2023).
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 25.07.2023).
3. Шебанова Н. А. Технологии погружения: вопросы своевременности правового регулирования // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2019. № 26. С. 6–19. URL: http://ipcmagazine.ru/legal-issues/immersion-technologies-timeliness-of-legal-regulation (дата обращения: 25.07.2023).
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 25.07.2023).
5. Южаков В. Н., Ефремов А. А. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 6. С. 18–24.
6. Ефремов А. А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. 2018. № 3. С. 45–56.
7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // Гарант. ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 25.07.2023).
8. Дремлюга Р. И. Виртуальная реальность: общие проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 9. С. 39–49.
9. В России изучили применение виртуальной реальности в образовании // Московский городской педагогический университет: сайт. 2022. 27 сент. URL: https://www.mgpu.ru/v-rossii-izuchili-primenenie-virtualnoj-realnosti-v-obrazovanii/ (дата обращения: 10.07.2023).
10. Хукаленко Ю. С., Бажина П. С., Земцов Д. И. Иммерсивные технологии в школьном образовании: по итогам всероссийской программы апробации // Перспективы науки и образования. 2022. № 3. С. 338–353. https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.19.
11. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4. С. 108–117.
12. Абдуллина Э. И. Правовые аспекты создания и использования сложных объектов интеллектуальных прав в виртуальной реальности // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 147–152.
13. Изотова В. Ф. Проблемы правового регулирования искусственного интеллекта киберфизических систем и робототехники // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 17–18 окт. 2019 г.). Саратов, 2019. С. 125–127.
14. Афанасьева Е. А. Правовое регулирование виртуальной и дополненной реальности (обзор) // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, интернет: ежегодник. Москва, 2018. Вып. 1. С. 166–172.
15. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 174–178.
16. Романова А., Готская И. Б., Шуклин Д. А. Анализ понятийного ряда виртуальной реальности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 58–60.
17. Azevich A. I. Virtual reality: educational and methodological aspects // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16, № 4. С. 338–350.
18. Кожабаева Л. Ж. Дидактический потенциал технологий виртуальной реальности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 3. С. 151–158.
19. Круподерова Е. П., Круподерова К. Р. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 71, ч. 1. С. 193–196.
20. Корнилов Ю. В., Попов А. А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 68, ч. 2. С. 171–174.
21. Гатен Ю. В. Обучающие иммерсивные среды: проблемы и перспективы // Перспективные информационные технологии: тр. Междунар. науч.-техн. конф. (Самара, 24–27 мая 2021 г.). Самара, 2021. С. 603–606.
22. Монаенкова Е. Б. Влияние виртуальной реальности на психическое состояние студентов // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Пермь, 2017. Вып. 12. С. 122–125.
23. Селиванов В. В. Психические состояния личности в дидактической VR-среде // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 1. С. 20–28.
24. Паскова А. А. Особенности применения иммерсивных технологий виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 3. С. 83–92.
25. Корнилов Ю. В., Мукашева М. У., Сарсимбаева С. М. О рисках применения технологий виртуальной реальности в обучении // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 4. С. 50–56.
26. Хороших П. П., Сергиевич А. А., Баталова Т. А. Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект // Психология и психотехника. 2021. № 1. С. 78–88. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2021.1.34819.
27. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 168 с.
28. Селиванов В. В., Селиванова Л. Н. Виртуальная реальность как дидактическая среда // Известия Смоленского государственного университета. 2014. № 3. С. 322–338.
29. Селиванов В. В., Селиванова Л. Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378–391.
30. Елесин С. С., Моисеев А. Н. Выбор технологий виртуальной реальности для применения в учебных курсах // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ – 2018): материалы XVII Междунар. конф. им. А. Ф. Терпугова (10–15 сент. 2018 г.). Томск, 2018. С. 236–241.
31. Набокова Л. С., Загидуллина Ф. Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 2710–2719.
32. Писарева С. А. Апробация модулей инновационной образовательной программы // Вестник Герценовского университета. 2008. № 11. С. 25–27.
33. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон от 24 июня 2023 г. № 264-ФЗ // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406986346/ (дата обращения: 25.07.2023).
34. Бугаевская М. В. Нормативно-правовые основы цифровизации образования // Юрист вуза. 2020. № 10. С. 41–44.
35. Певцова Е. А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений // Народное образование. 2018. № 10. С. 15–20.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Памирский А.Э., Маслова Е.Н., Жирова Е.А., Памирский И.Э., Голохваст К.С. Виртуальные технологии в образовании: проблемы нормативно-правового регулирования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):724-735. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-14
For citation: Pamirsky A.E., Maslova E.N., Zhirova E.A., Pamirsky I.E., Golokhvast K.S. Virtual technologies in education: Problems of legal regulation. Professional education in the modern world. 2023;13(4):724-735. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.