К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. Геополитические, социальные и экономические потрясения всего мирового пространства последних десятилетий вызвали кризис идентичности, который фиксируют представители социально-гуманитарных наук. Артикулируется противоречивость процессов естественной интернационализации системы профессионального образования и ее стремления сохранить традиционные культурные ценности. Этот процесс способствует акцентированию пристального внимания не только на изучении проблемы создания условий для формирования идентичности посредством образовательного пространства страны, но и понимании феномена идентичности национальной системы профессионального образования.

Постановка задачи. Целью статьи является определение некоторых существенных признаков, присущих понятию идентичности национальной системы профессионального образования.

Методика и методология исследования. Для реализации цели использованы метод анализа научного текста для выявления основных точек зрения на решение проблемы, сравнительный анализ предлагаемых подходов, интеграция и синтез в определении видов и признаков идентичности национальной системы профессионального образования.

Результаты. Выявлены некоторые существенные признаки идентичности, которые соотносятся с современной информационной эпохой, в частности, подлинность и симулятивность, множественность, динамичность, данность и выбор, аксиологичность, рекомбинация. Идентичность рассматривается как форма предикации бытия и способа социального познания. Отмечается, что под воздействием факторов глобализации и регионализации идентичность подвержена трансформации. Описаны идеологическая и цивилизационная идентичность в логике понимания сущности идентичности национальной системы профессионального образования.

Выводы. Определение существенных признаков и исследование процессов формирования и трансформации идентичности национальной системы профессионального образования указывает на преобладание ценностной основы процесса, что может быть использовано для объяснения рисков трансфера практик иных образовательных систем.


Об авторе

А. Ю. Плешакова
Нижегородский институт управления-филиал РАНХиГС
Россия

Плешакова Анастасия Юрьевна – кандидат педагогических наук, эксперт

603 950, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 46



Список литературы

1. Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Кудрина С. А., Марасанова В. М., Титова Л. Г. Основы российской государственности: учеб.-метод. комплекс. Москва: Дело, 2023. 212 с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. Москва: Логос, 2005. 390 с.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Москва: Добросвет, 2021. 260 с.

4. Буданов В. Г., Аршинов В. И. Большой антропологический переход: методология сложностно-сетевого мышления. Курск: Унив. книга, 2022. 129 c.

5. Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»: (утв. постановлением Правительства РФ от 29 дек. 2016 г. № 1532) // Правительство России: сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/mXU48Zu8LYesYq7Lub4hpWHpJjEmJZSa.pdf (дата обращения: 12.09.2023).

6. Гурин С. П. Философия идентичности // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2010. № 4. С. 230–246.

7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Москва: Алгоритм, 2018. 560 с.

8. Ивашевский С. Л., Полякова Е. С. Политическая идеология в структуре российского образования. Нижний Новгород: Изд-во РАНХиГС, 2013. 176 с.

9. Крылов А. Н. К вопросу о кризисе идентичностей // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 95–104.

10. Назарова М. А., Черных С. И. Трансформация идентичности в обществе // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 3. С. 1163–1168.

11. Плешакова А. Ю. Педагогическая компаративистика идентичности профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2021. 279 с.

12. Сигнаевская О. Р. Цивилизационная идентичность как проблема современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 7. С. 131–135.

13. Тхагапсоев Х. Г. Идентичность как форма категориального синтеза // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 140‒149.

14. Щедровицкий П. Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Москва: Рос. полит. энцикл., 2018. 359 с.

15. Identities at work / eds.: A. Brown [et al.]. Springer, 2007. 406 p.

16. Kapferer B. Legends of people, myths of state: violence, intolerance and political culture in Sri Lanka and Australia. Berghan Books, 2012. 446 p.

17. Wendt A. Collective identity formation and the international state // American Political Science Review. 1994. Vol. 88, no. 2. P. 384–396.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Плешакова А.Ю. К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):671-679. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-8

For citation: Pleshakova A.Y. Defining the concept of identity of national vocational education system. Professional education in the modern world. 2023;13(4):671-679. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-8

Просмотров: 199

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)