Активизация познавательной деятельности при изучении биофизики в модели смешанного обучения


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальной представляется задача стимулирования познавательного интереса студентов-медиков к изучению фундаментальных дисциплин учебного плана, к числу которых относится биофизика. В статье представлен опыт реализации смешанного обучения в рамках изучения биофизики студентами стоматологического факультета 1 курса медицинского университета.
Постановка задачи. С целью решения поставленной задачи сформирован электронный модульный кампусный курс «Основы биофизики» на платформе LMS Moodle СГМУ, основная задача которого – повышение качества знаний и умений обучающихся путем усиления мотивации и вовлеченности в изучение биофизики, а также акцент внимания студентов на практическое значение изучения дисциплины для будущего врача-стоматолога.
Методика и методология исследования. Для проведения исследования обучающиеся 1 курса стоматологического факультета были разделены на две репрезентативные группы: контрольную и экспериментальную. На платформе LMS Moodle в ходе эксперимента реализовывались два параллельных курса. Структура электронного курса для контрольной группы сформирована исключительно с использованием инструментов Moodle. Набор инструментов Moodle для экспериментальной группы дополнен при помощи сервисов web 2.0, а также возможностями системы дистанционного обучения и конструктора курсов iSpringSuite10. Стимулирование обучающихся к работе в аудитории и электронном курсе достигалось путем систематических рейтингов, виртуальным награждением.
Результаты. При сравнительном анализе результаты инновационной модели обучения оказались выше.
Выводы. Анализ активности обучающихся, успеваемости и полученные результаты студентов 1 курса стоматологического факультета Северного государственного медицинского университета по реализации смешанного обучения при изучении биофизики дают основания внедрять их в учебный процесс, а также демонстрировать практическую значимость биофизики через использование игровых элементов, привлекая стоматологические кафедры университета и отделения профильного практического здравоохранения. На основе экспериментального электронного курса планируется разработать массовый открытый онлайн-курс «Основы биофизики для ­стоматологов».

Об авторах

А. В. Тарасова
Северный государственный медицинский университет
Россия

Тарасова Анна Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры медицинской и биологической физики 

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51



М. В. Шестакова
Северный государственный медицинский университет
Россия

Шестакова Мария Викторовна – начальник отдела цифровизации образования  

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51



Список литературы

1. Тарасова А.В., Давыдова Н.Г. Изучение физики на стоматологическом факультете // Высшее образование сегодня. 2020. №2. С. 34–38.

2. Давыдова Н.Г., Левицкий С.Н., Тарасова А.В. Результаты ЕГЭ как инструмент диагностики успешности обучения будущих врачей-стоматологов // Cathedra – Кафедра. Стоматологическое образование. 2020. № 72/73. С. 96–99.

3. Yeh Y.C., Chen S.Y., Rega E.M., Lin C.S. Mindful learning experience facilitates mastery experience through heightened flow and self-efficacy in game-based creativity learning // Frontiers in Psychology. 2019. No. 10, art. 1593. P. 1–12. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01593.

4. Левицкий С.Н., Давыдова Н.Г., Тарасова А.В., Радушин И.С., Вязникова Д.А. Пример формирования общепрофессиональной компетенции в информационной образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2021. №3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30924 (дата обращения: 12.02.2023).

5. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Парадигма развития гейминга в образовательной системе вуза: история и перспективы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №9, ч. 3. С. 53–58. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9.111.083.

6. Баева Т.А., Курисёва А.В., Ситникова А.А. Геймификация образовательного контента в условиях смешанного обучения в медицинских вузах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. №9–2. С. 23–27. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.09-2.03.

7. Артамонова В.В. Развитие концепции геймификации в ХХI веке // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. T. 10, №2–2. С. 37–43. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-37-43.

8. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы: учебник / под ред. С.Д. Арутюнова [и др.]. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 328 с.

9. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Специальность 31.05.03 Стоматология / Северный гос. мед. ун-т. Архангельск, 2021. 24 с. URL: http://nsmu.ru/student/faculty/faculty/stomat/novosti-fakulteta/OPOP3++2021..pdf (дата обращения: 01.02.2023).

10. Кочеткова И.С., Терская Л.А. Опыт использования системы электронного обучения (MOODLE) в общенаучных и специальных дисциплинах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, №4. С. 93–97.

11. Олейник Ю.П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (дата обращения: 01.02.2023).

12. Bevilacqua F., Engström H., Backlund P. Game-calibrated and user-tailored remote detection of stress and boredom in games // Sensors. 2019. Vol. 19, no. 13, art. 2877. P. 1–43. DOI: https://doi.org/10.3390/s19132877.

13. Давидович Н.В., Башилова Е.Н., Шестакова М.В., Кукалевская Н.H. Геймификация как способ повышения мотивации к изучению иммунологии в медицинском вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №4. С. 4379–4387. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-21.

14. Tan C., Yue W.‑G., Fu Y. Effectiveness of flipped classrooms in nursing education: systematic review and metaanalyses // Chinese Nursing Research. 2017. Vol. 4, no. 4. P. 192–200.

15. Стефаненко П.В. Мозговой штурм как один из интерактивных методов обучения студентов // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2021. №1. С. 384–387.

16. Маклакова О.М. Применение геймификации в электронном здравоохранении // Социум и христианство: сб. ст. участников IV Междунар. науч.‑практ. конф. Минск, 2020. С. 87–89.

17. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №1. С. 3418–3427. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.15372/PEMW20200104.

18. Татаринов К.А. Дидактические неудачи в дистанционном высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, №2. С. 164–166.

19. Berns A., Isla-Montes J.L., Palomo-Duarte M., Dodero J.M. Motivation, students´ needs and learning outcomes: a hybrid game-based app for enhanced language learning // Springerplus. 2016. Vol. 5, no. 1, art. 1305. P. 1–23. DOI: 10.1186/s40064-016-2971-1.

20. Czerniewicz L., Deacon A., Glover M., Walji S. MOOC – making and open educational practices // Journal of Computing in Higher Education. 2017. Vol. 29, no. 1. Р. 81–97. DOI: 10.1007/s12528-016-9128-7.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасова А.В., Шестакова М.В. Активизация познавательной деятельности при изучении биофизики в модели смешанного обучения. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):484-491. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-9

For citation: Tarasova A.V., Shestakova M.V. Activation of cognitive activity in the study of biophysics in a blended learning model. Professional education in the modern world. 2023;13(3):484-491. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-9

Просмотров: 188

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)