Репродуктивный и продуктивный подходы к знанию и его усвоению в процессе обучения в вузе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-4

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье показано, что часто используемая в обучении (как в школе, так и в университете, хотя в последнем в меньшей степени) установка на репродуктивное усвоение знаний ошибочна, поскольку связана с неверным представлением о существе познания. В этом случае мысль направлена не на истину, а на продукт процесса познания, осуществленного кем‑то другим. Постановка задачи. Проблема заключается в наличии противоречия между представлением о том, что знание отделимо от личности, и тем, что истина постигается только в непосредственном опыте личности. Методика и методология исследования. Используется феноменологический метод (для прояснения существа знания как феномена), герменевтический (для выявления бытийного источника самого феномена знания), метод восхождения от абстрактного к конкретному (при рассмотрении проблемы соотношения исторического и логического в познании). Результаты. Показано, что личностное начало не может быть удалено из познавательного акта, поскольку для мыслителя истина предстает только как форма самореализации его бытия. Поэтому произведение культуры, созданное мыслителем (текст, трактат и т. д.), не выступает в качестве средства хранения знаний (откуда их можно было бы извлечь и сделать достоянием собственной мысли), а играет роль инструмента, с помощью которого автор этого произведения осуществляет акт установления непосредственной связи с истинным существом постигаемой им вещи или явления. Выводы. Итак, использование репродуктивных методов в обучении приводит к невозможности воспитания не только творцов, но и потребителей, поскольку в этом случае учащийся не в состоянии полностью усвоить имеющиеся знания, чтобы затем эффективно их ­использовать.

Об авторе

С. П. Кушнаренко
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Кушнаренко Сергей Петрович – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии 

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Список литературы

1. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. Mосква: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.

2. Naturalizing phenomenology: issues in contemporary phenomenology and cognitive science / ed.: F.J. Varela [et al.]. Stanford: Stanford Univ. Press, 1999. 641 p. Francisco J. Varela, Bernard Pachoud, and Jean-Michel Roy

3. Полани М. Личностное знание. Москва: Прогресс, 1985. 344 с.

4. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Москва: Мысль, 1993. 528 с.

5. Ахутин А.В. Чтение «Теэтета» // Архэ. Труды культурологического семинара. Москва,1998. Вып. 3. С. 113–197.

6. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. Санкт-Петербург: Изд-во С.‑Петерб. унта, 2004. 183 с.

7. Гуссерль Э. Начало геометрии. Москва: Ad Marginem, 1996. 268 с.

8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2004. 400 с.

9. Савин А.Э. Трансцендентализм и историчность в феноменологии Э. Гуссерля. Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008. 210 с.

10. Черняк В.С. История. Логика. Наука. Москва: Наука, 1986. 372 с.

11. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа. Санкт-Петербург: Наука, 1999. 443 с.

12. Хайдеггер М. Время и бытие. Санкт-Петербург: Наука, 2007. 621 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. Москва: Ad Marginem, 1997. 452 c.

14. Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: материалы к семинару. Москва: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 536 с.

15. Ахутин А.В. Античные начала философии. Санкт-Петербург: Наука, 2007. 784 с.

16. Heidegger M. Identitat und Differenz. Pfullingen, 1957. 76 S.

17. Heidegger M. Gesamtausgabe. Bd. 45. Frankfurt am Main, 1984. 253 S.

18. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат, 1991. 413 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979. 445 с.

20. Библер В.С. Диалектика и диалогика // Архэ. Труды культурологического семинара. Москва, 1998. Вып. 3. С. 13–26.

21. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. Санкт-Петербург: Азбука, 2011. 288 с.

22. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). Москва: Шк. «Языки рус. культуры», 1997. 304 с.

23. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Москва: Прогресс, 1988. 464 с.

24. Федосеев В.А. Ресурс методологии Д.Б. Зильбермана для философии образования. Санкт-Петербург: Издво С.‑Петерб. ун-та, 2010. 114 с.

25. Зильберман Д. Приближающие рассуждения между тремя лицами о модальной методологии и сумме метафизик // Избранные труды / А.М. Пятигорский. Москва, 1996. C. 61–107.

26. Визгин В.П. Научный текст и его интерпретация // Методологические проблемы историко-научных исследований. Москва, 1982. C. 320–334.

27. Husserl E. Analyzen zur passiven Synthesis aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918–1926. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1966. 531 S.

28. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. Москва: Прогресс, 2000. 400 c.

29. Пруст М. Обретённое время. Москва: Наталис, 1999. 350 с.

30. Аристотель. Метафизика. Москва: Изд-во Эксмо, 2006. 608 с.

31. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио, 1996. 463 с.

32. Максименко С.Д., Соловиенко В.А., Клименко В.В. Общая психология. Москва: Рефл-бук, 2004. 528 с.

33. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы: система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 2‑е изд., дораб. Москва: Вита-Пресс, 2004. 287 с.

34. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио; Санкт-Петербург: Кристалл, 1996. 414 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кушнаренко С.П. Репродуктивный и продуктивный подходы к знанию и его усвоению в процессе обучения в вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):442-449. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-4

For citation: Kushnarenko S.P. Reproductive and productive approaches to knowledge and its assimilation in the process of studying at the university. Professional education in the modern world. 2023;13(3):442-449. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-4

Просмотров: 143

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)