Моделирование процесса преадаптации студентов медицинского колледжа к неопределенности профессионального будущего


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-18

Полный текст:




Аннотация

Введение. Мир профессий будущего в сфере медицины постоянно находится в трансформации, приобретая черты динамичности, непредсказуемости и неопределенности, поэтому преадаптация студентов медицинского колледжа к неопределенности профессионального будущего играет важную роль в профессиональной подготовке. Неопределенность профессионального будущего современной молодежи и радикальные преобразования социально-профессиональной среды требуют качественных изменений среднего профессионального образования, пересмотра его методологии, содержания и технологий подготовки медицинских кадров для постиндустриальной экономики.

Постановка задачи. Цели исследования разработка и теоретико-методологическое обоснование структурно-функциональной модели процесса преадаптации студентов медицинского колледжа к неопределенности профессионального будущего, внедрение которой в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования позволит достичь желаемого результата – готовности студентов-медиков к неопределенности своего профессионального будущего.

Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составили системный, компетентностный, персонализированный, проектно-технологический, контекстный, процессный подходы и принципы мобильности, вариативности, интегративности, рефлексивности, направленности на профессиональное самоопределение. В качестве ведущего метода исследования использовался метод моделирования. Результаты исследования. Разработана структурно-функциональная модель процесса преадаптации студентов медицинского колледжа к неопределенности профессионального будущего, включающая четыре взаимосвязанных блока: целевой, методологический, процессуально-содержательный и результативно-оценочный. Модель позволяет сформировать опережающую готовность студентов-медиков к профессиональной деятельности в условиях высокой неопределенности, неустойчивости и изменчивости. Она обладает свойством динамичности и открытости для постоянного обновления.

Выводы. Научная новизна заключается в следующем: определены сущность и структура основных понятий; обоснованы принципы и методы процесса преадаптации; разработана структурно-функциональная модель; обоснованы и описаны организационно-педагогические условия. Результаты научной работы также позволяют обозначить перспективы последующих исследований, которые состоят в практической реализации этой модели, включении процесса преадаптации в образовательную деятельность и выработке механизмов ее оценки с позиций достижения ожидаемых эффектов. Результаты могут быть применены педагогами в процессе профессионального образования.


Об авторах

В. А. Чупина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Чупина Валентина Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования

620143, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



С. Р. Соколова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Соколова Светлана Рудольфовна – аспирант

620143, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



Список литературы

1. Дарвин Ч. Происхождение видов. Москва: АСТ, 2019. 672 с.

2. Кено Л. Теория предварительной приспособленности // Lethaea Rossica. Российский палеоботанический журнал. 2013. Т. 8. C. 29−34.

3. Симпсон Д. Г. Темпы и формы эволюции: пер. с англ. Москва: Иностр. лит., 1948. 358 с.

4. Bock W. J. Preadaptation and multiple evolutionary pathways // Evolution, International Journal of Organic Evolution. 1959. Vol. 13, № 2. Р. 194–211.

5. Osche G., The Preadaptation phenomenon and its significance for evolution // Zoological Scoreboard. 1962. Vol. 169, № 1–2. Р.14–49.

6. Ridley M. Evolution. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2004. 778 p.

7. Гидлевский А. В., Максименко Л. А. Опережающее разнообразие как механизм развития систем // Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 6. С. 79–82.

8. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. Москва: Академия, 2001. 425 с.

9. Ardila А. The Evolutionary concept of «preadaptation» applied to cognitive neurosciences // Frontiers in Neuroscience. 2016. Vol. 10. Art. 103. https://doi.org/10.3389/fnins.2016.00103.

10. Ardila A. A proposed neurological interpretation of language evolution // Behavioral Neurology. 2015. Vol. 16. https://doi.org/10.1155/2015/872487.

11. Rozin P. Evolution and Adaption in the Understanding of Behavior, Culture, and Mind // American Behavioral Scientist. 2000. Vol. 43, iss. 6. P. 970–986. https://doi.org/10.1177/0002 764 200 043 006 006.

12. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–36.

13. Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределенности и изменчивости // Исследователь / Researcher. 2019. № 1/2. С. 10–21.

14. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования: электронный журнал. 2015. № 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.03.2022).

15. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. Москва: Акрополь, 2018. 212 с.

16. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

17. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. DOI: 10.17223/17267080/79/6.

18. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь, 2003. С. 303–352.

19. Смирнов С. А. Форсайт: от прогноза к социальной инженерии // Вестник НГУЭУ. 2014. № 3. С.1 0–30.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чупина В.А., Соколова С.Р. Моделирование процесса преадаптации студентов медицинского колледжа к неопределенности профессионального будущего. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):351-359. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-18

For citation: Chupina V.A., Sokolova S.R. Modeling the process of pre-adaptation of medical college students to the uncertainty of the professional future. Professional education in the modern world. 2022;12(2):351-359. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-18

Просмотров: 276

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)