Модели психологического сопровождения образования в вузе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рассматриваются наиболее широко применяемые в качестве базовых для многих университетов мира модели академического психологического сопровождения, которые носят системный характер. Все эти модели постулируют значимость системной, целенаправленной и оперативной помощи субъектам образования. Они исходят из того, что практически все студенты и преподаватели университетов современности так или иначе сталкиваются с множеством психологических проблем, которые могут отрицательно сказаться на академической успеваемости первых и успешности работы вторых.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ моделей психологического сопровождения образовательного процесса как сферы многочисленных видов помощи человека человеку в решении стоящих перед ним задач совладания с кризисами личностного, межличностного и учебно-профессионального развития.

Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ распространенных моделей академического сопровождения психологического благополучия субъектов образовательного процесса. Анализируются современные модели, позволяющие целенаправленно и системно (многоуровнево и многоаспектно), оперативно и эффективно оказывать коррекционную и развивающую психологическую помощь субъектам образовательного процесса.

Результаты. Вузы как институты культуры, ее трансляции и продуцирования выступают важными центрами жизни обучающихся и преподавателей. Они являются сообществами с междисциплинарными системами сотрудничества и поддержки и служат тому, чтобы всем субъектам был предоставлен доступный, качественный, непрерывный уход/сопровождение, в котором они нуждаются. Комплексные, учитывающие культурные особенности университетские службы могут помочь устранить и предотвратить неравенство в доступе к образованию и его академическому сопровождению, помочь снизить ограничения, связанные с получением психологических и иных услуг, сделав их частью образовательной системы. Обеспечение непрерывности услуг по охране психического здоровья имеет решающее значение для эффективного удовлетворения широкого спектра потребностей обучающихся. Комплексные услуги по охране психического здоровья наиболее эффективны, когда они предоставляются через системные методы работы: многоуровневую и многоаспектную систему двух других структур, таким образом, как это представлено в программах типа «Вмешательство и поддержка позитивного поведения» (PBIS) и в модели реагирования на вмешательство (RTI) и иных отечественных и зарубежных моделях.

Выводы. Качественная, своевременная и целенаправленная поддержка и сопровождение субъектов образования в разных типах образовательных и жизненных ситуаций способны существенно повысить качество образования и, помимо прочего, внести существенный вклад в оздоровление сообщества в целом. Отечественный опыт сопровождения необходимо обогатить элементами и принципами разработок и моделей, распространенными в современном зарубежном мире, в том числе теми, которые повышают своевременность и уместность (доступность) и качество (интенсивность и результативность) помощи.

Об авторах

С. B. Гриднева
Южный федеральный университет
Россия

Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики 

344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4



А. И. Тащёва
Южный федеральный университет
Россия

Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики

344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4



М. Р. Арпентьева
Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, психолог-исследователь

248000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44



Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.

2. Арпентьева М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 252 с.

3. Арпентьева М. Р., Валеева Г. В., Гриднева С. В., Ключевская И. С., Малышева Е. В., Максакова Е. В., Прусова А. А., Ромашенкова Е. С. Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования. Торонто, 2019. 230 c. (Актуальные проблемы практической психологии; т. 12).

4. Гриднева С. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. С. 226–235.

5. Олифирович Н. И. Специфика консультативной работы психолога в вузе // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2010. № 9–2. С. 270–277.

6. Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 27–28 окт. 2017 г.). Москва: МГППУ, ИУ ВШЭ, 2017. 424 с.

7. Тащёва А. И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с.

8. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 342 с.

9. Канищева М. А., Шкилев С. В., Карнаухов В. А., Ткачев В. Н., Гут Ю. Н. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе. Белгород: ИД «Белгород», 2017. 342 с.

10. Armistead Rh. J., Smallwood D. L. The National Association of School Psychologists Model for Comprehensive and Integrated School Psychological Services // Best practices: data-based and collaborative decision making. Bethesda, 2021. P. 9–20.

11. Regehra C., Glancyb D., Pittsc A. Interventions to reduce stress in university students: a review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. 2013. Vol. 148, № 1. P. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.jad.2012.11.026.

12. Henry C. Psychological service support for colleges of further and higher education // Educational Psychology in Practice. 1994. Vol. 9, № 4. P. 227–233. https://doi. org/10.1080/0266736940090406.

13. Munyaradzi M., Addae D. Effectiveness of student psychological support services at a technical and vocational education and training college in South Africa // Community College Journal of Research and Practice. 2019. Vol. 43, № 4. P. 262–274. https://doi.org/10.1080/10668926.2018.1456379.

14. Redfern K. An empirical investigation of the incidence of negative psychological symptoms among Chinese international students at an Australian university // Australian Journal of Psychology. 2016. Vol. 68, № 4. P. 281– 289. https://doi.org/10 1111/ajpy.12106.

15. Hyun J., Quinn B., Madon T., Lustig S. Mental health need, awareness, and use of counseling services among international graduate services // Journal of American College Health. 2007. Vol. 56. P. 109–118. https://doi.org/10.3200/JACH.56.2.109–118.

16. Misra R., Castillo L. G. Academic stress among college students: Comparison of American and international students // International Journal of Stress Management, 2004. Vol. 11, № 2. P. 132–148. https://doi.org/10.1037/1072– 5245.11.2.132.

17. Wyatt T., Oswalt S. B. Comparing mental health issues among undergraduate and postgraduate students // Journal of Health Education. 2013. Vol. 44, № 2. P. 96–107. https://doi.org/10.1080/19325037.2013.764248.

18. Connell T., Hodges V. Parents’ views of psychological services for children with a disability // The Educational and Developmental Psychologist. 2009. Vol. 26, № 2. P. 127–137. https://doi.org/10.1375/aedp.26.2.127.

19. Hale J. B., Wycoff K. L., Fiorello C.A. RtI and cognitive hypothesis testing for specific learning disabilities identification and intervention: the best of both worlds // Essentials of specific learning disability identification. Hoboken, 2010. P. 173–202.

20. Reynolds C. R., Shaywitz S. E. Response to intervention: ready or not? Or, from wait-to-fail to watch-them-fail // School Psychology Quarterly. 2009. Vol. 24, № 2. P. 130–145. DOI: 10.1037/a0016158.

21. Seneca’s unconditional education partnership: services overview. Oakland: Seneca, 2021. P. 1–6. URL: https://senecafoa.org/wp-content/uploads/2021/02/UE-Services-Overview.pdf (accessed 10.08.2021).

22. Detterman R., Ventura J., Rosenthal L., Berrick K. Unconditional education: supporting schools to serve all students. Oxford: Oxford Univ. Press, 2019. ‎ 232 p.

23. Sprinson J. S., Berrick K. Unconditional care: relationship-based, behavioral intervention with vulnerable children and families. Oxford: Oxford Univ. Press, 2010. 304 p.

24. Fairchild T. N. STEPPS: a model for the evaluation of school psychological services // School Psychology Review. 1980. Vol. 9. P. 252–258.

25. Hannigan J. D., Hannigan J. E. · A practical guide to implementing individualized interventions. New York: Corwin, 2018. 144 p.

26. Returning to school during and after crisis: a guide to supporting states, districts, schools, educators, and students through a multi-tiered systems of support framework. Oregon, 2021. 43 p.

27. Stiller Br. C., Nese Rh. N. T., Tomlanovich An. K., Horner R. H., Ross Sc. W. Bullying and harassment prevention in positive behavior support: expect respect. Oregon: Univ. of Oregon, 2013. 61 р.

28. Clark A. G., Dockweiler K.A. Multi-tiered systems of support in elementary schools. The definitive guide to effective implementation and quality control. New York: Routledge, 2019. 330 p. https://doi.org/10.4324/9780429275791.

29. Handbook of response to intervention and multi-tiered systems of support / eds. by P. C. Pullen, M. J. Kennedy. NewYork: Routledge, 2018. 378 p. https://doi.org/10.4324/9780203102954.

30. Brock S. E., Brant Th. H. Education week commentary // National Association for School Psychologists. URL: https://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources-and-podcasts/mental-health/school-psychology-and-mental-health/four-ways-to-improve-student-mental-health-support (accessed 10.08.2021).

31. Minyurova S.A., Babich G. N., Baxter J. A review of student support services in USA // Philological Class. 2020. Т. 25, № 1. С. 203–208.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гриднева С.B., Тащёва А.И., Арпентьева М.Р. Модели психологического сопровождения образования в вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):337-350. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-17

For citation: Gridneva S.V., Tashcheva A.I., Arpentieva M.R. Models of psychological support of education in university. Professional education in the modern world. 2022;12(2):337-350. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-17

Просмотров: 505

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)