Электронная образовательная среда как инструмент персонализации программ заочного обучения
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-13
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена реалиями цифровой трансформации образовательного процесса и возрастающими при этом требованиями к качеству цифрового образования в условиях заочного обучения. В статье говорится о проблемах, связанных со спецификой заочного образования. При этом отмечается, что этот вид образования имеет высокую практическую ориентированность, но характеризуется преобладанием самостоятельной работы при освоении учебного материала.
Постановка задачи. Цель статьи – рассмотреть различные аспекты проектирования электронной образовательной среды с учетом возможности персонализации образовательной траектории в условиях заочного обучения.
Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических источников по вопросам персонализации образовательной траектории средствами электронной обучающей среды в контексте заочного обучения; построение модели структуры электронного курса с учетом модели обучаемого и описание примера реализации электронного курса в LMS Moodle Башкирского государственного аграрного университета.
Результаты. К результатам работы можно отнести описание и анализ проблем, связанных с организацией заочного обучения, а также результаты моделирования и апробации электронного курса, ориентированного на гибкую образовательную траекторию в рамках персонализации обучения.
Выводы. В заключительной части работы говорится о возможных путях совершенствования организации обучения студентов-заочников. При этом делается вывод, что студенты заочного обучения более заинтересованы в использовании гибких индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих их временные ресурсы и возможности. Дальнейшее направление изучения проблемы персонализации программ заочного обучения связано с изучением новых технологий проектирования электронных образовательных ресурсов и их практической апробацией.
Об авторе
Т. М. ШамсутдиноваРоссия
Татьяна Михайловна Шамсутдинова – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий
450 001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34
Список литературы
1. Старжинская О. Н. Проблемы повышения качества подготовки студентов заочной формы обучения // Вопросы педагогики. 2019. № 7–1. С. 113–115.
2. Бурняшов Б. А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 90.
3. Авдеюк О. А., Асеева Е. Н. Проблемы заочного обучения и пути их решения // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 3. С. 146–147.
4. Редько В., Воробьёва Н. Проблемы повышения качества аграрного образования студентов заочной формы обучения // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК. 2015. № 12. С. 74–77.
5. Сидорина Т. В., Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я. Методы интерактивного обучения в агроинженерном образовании // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2–2. С. 202–205.
6. Изотова В. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в заочном обучении // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1. С. 255–259.
7. Наумов В. Н. Использование дистанционных образовательных технологий в подготовке студентов заочной формы обучения // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18, № 1. С. 612–620.
8. Бухтояров Н. И., Беляев А. Н., Тришина Т. В. Повышение качества образования студентов заочной формы применением электронного обучения // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 3. С. 211–217.
9. Басев И. Н. Решение проблем заочного обучения средствами Moodle // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 10. С. 48–52.
10. Baggaley J. Educational distancing // Distance Education. 2020. Vol. 41, № 4. P. 582–588. DOI: 10.1080/01587919.2020.1821609.
11. Rice M.F., Lowenthal P.R., Woodley X. Distance education across critical theoretical landscapes: touchstones for quality research and teaching // Distance Education. 2020. Vol. 41, № 3. P. 319–325. DOI: 10.1080/01587919.2020.1790091.
12. Шальнева Н. В., Полунина О. А., Старцева Н. А., Крутская Т. М., Кертман А. В. Применение системы Moodle при очной, очно-заочной и заочной формах обучения // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. Ст. 115.
13. Тенитилов С. В. Особенности работы преподавателя-тьютора в системе дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 4. С. 40–46.
14. Cutri R. M., Mena J. A critical reconceptualization of faculty readiness for online teaching // Distance Education. 2020. Vol. 41, № 3. P. 361–380. DOI: 10.1080/01 587 919.2020.1 763 167.
15. Mansbach J., Austin A. E. Nuanced perspectives about online teaching: Mid-career and senior faculty voices reflecting on academic work in the digital age // Innovative Higher Education. 2018. Vol. 43, № 4. P. 257–272. DOI: 10.1007/s10755-018-9424-4.
16. Handbook of research on creating meaningful experiences in online courses / eds.: L. Kyei-Blankson [et al.]. IGI Global. 2019. 355 p. DOI: 10.4018/978-1-7998-0115-3.
17. Palvia S., Aeron P., Gupta P., Mahapatra D., Parida R., Rosner R. L., Sindhi S. Online education: worldwide status, challenges, trends, and implications // Journal of Global Information Technology Management. 2018. Vol. 21, № 4. P. 233–241. DOI: 10.1080/1097198X.2018.1 542 262.
18. Комлева Н. В., Вилявин Д. А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 65–72.
19. Зеер Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 104–114.
20. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82.
21. Тактарова С. В., Щетинина Н. Ю. Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2017. № 2. С. 101–113.
22. Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 3–11.
23. Пожаркова И. Н., Носкова Е. Е., Трояк Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический имидж. 2018. № 3. С. 179–192.
24. Розенберг И. Н. Обучение по гибкой траектории // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. Т. 1, № 1. С. 64–72.
25. Каяшев М. В., Макаров Д. Ю., Марченко А. А. Образовательная аналитика и адаптивное обучение с использованием модели студента в интеллектуальных обучающих системах // Электронные библиотеки. 2018. Т. 21, № 3/4. С. 181–192.
26. Кондратенко А. Б. Методология построения е-learning системы персонализации обучения // Открытое образование. 2011. № 5. С. 17–20.
27. Шамсутдинова Т. М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 47–54.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шамсутдинова Т.М. Электронная образовательная среда как инструмент персонализации программ заочного обучения. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):299-308. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-13
For citation: Shamsutdinova T.M. Digital learning environment as a tool for personalization of distance education programs. Professional education in the modern world. 2022;12(2):299-308. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.