К вопросу о профилактике цифровой зависимости студентов среднепрофессиональных образовательных организаций


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-11

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье исследуются проблемы цифровизации образования системы СПО и ее влияния на обучающихся средних специальных образовательных организаций. В работе указывается, что наряду с очевидными преимуществами, связанными с необходимостью подготовки кадров для цифровой экономики средствами ИКТ, цифровизация образования системы СПО имеет определенные риски и издержки.

Постановка задачи. Решение проблемы цифровой зависимости основано на разработке и реализации комплекса мер, направленных на ее профилактику.

Методика и методология исследования. Использованы теоретические методы, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования цифровой зависимости и методов профилактики; диагностические методы, методы обработки результатов.

Результаты. Рассмотрено негативное влияние тотальной диджитализации на обучающихся СПО, сделан акцент на том, что наряду с достоинствами цифровые образовательные технологии имеют отрицательное воздействие на формирование личности при бесконтрольном использовании. В первую очередь, это связано с неготовностью системы образования нивелировать негативное влияние этого феномена на личность обучающихся колледжей, училищ и других средних специальных образовательных учреждений. В статье указывается необходимость формирования в цифровой образовательной среде новой цифровой культуры, так называемой «киберкультуры», основанной на профилактике цифровой зависимости и соблюдении правил цифровой гигиены. Анализ влияния цифровой образовательной среды учебных заведений на обучающихся детерминировал необходимость изучения феномена «цифровая гигиена» как фактора предупреждения цифровой зависимости субъектов образовательного процесса. Проанализирована литература, посвященная негативному влиянию цифровизации образовательного процесса на психическое, физическое и интеллектуальное развитие обучающихся.

Выводы. В статье раскрываются проблема безопасного поведения в цифровом образовательном пространстве, вопросы нивелирования негативных процессов, обусловленных цифровизацией образования посредством реализации комплекса мер по профилактике цифровой зависимости. Авторами разработан и предложен комплекс педагогических условий профилактики цифровой зависимости обучающихся СПО.


Об авторах

М. Ю. Айбазова
Северо-Кавказская государственная академия
Россия

Айбазова Марина Юсуфовна – доктор педагогических наук, доцент, начальник управления по научной работе и подготовке кадров высшей квалификации

369 000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36



А. А. Карасова
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева
Россия

Карасова Аида Абдулкадыровна – аспирант 

369 202, Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29



Р. К. Алимсакаева
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева
Россия

Алимсакаева Рита Кочаровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания 

369 202, Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29



Список литературы

1. Айбазова М. Ю., Карасова А. А. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31252 (дата обращения: 03.05.2022).

2. Резолюция ПАСЕ № 1815. [S. l.], 2011. 113 с.

3. Орзак М. Х. Компьютерная зависимость: что это? // Новости психологии. 2008. № 8. С. 34–38.

4. Jiwon B. Digital dementia. Tokyo, 2013. 356 p.

5. Simon K., Schuster V. Life on the screen. Cambridge: MIT Press, 2005. 244 p.

6. Айбазова М. Ю., Карасова А. А. Формирование информационной компетентности выпускников вузов как условие подготовки кадров для цифровой экономики // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 9. С. 58–63.

7. Greenfeld D. Virtual addiction: help for netheads, cyber freaks and those who love them. Oakland: New Harbinge, 1999. 227 p.

8. Cisco annual Internet report (2018–2023) // Cisco. 2020. URL: https://www.cisco.com/c/en/us/solutions/collateral/executive-perspectives/annual-internet-report/white-paper-c11–741490.html (дата обращения: 18.10.2021)

9. Меликова Н. Д. Влияние интернета на психику детей // Universum: психология и образование. 2015. № 11/12. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2822 (дата обращения: 10.10.2021).

10. Теркл Ш. Одиночество вместе. [S. l.]: Basic Books, 2012. 233 с.

11. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. Москва: АСТ, 2014. 284 с.

12. Блохин Б. М. О современных детских болезнях // Мир тесен. 2014. № 7. С. 1–3.

13. Григорьев Ю. Г. Беспроводные технологии в школах // Гигиена и санитария. 2017. № 6. С. 34–42.

14. Айбазова М. Ю., Чотчаева Ф. А. Цифровые технологии в корпоративном обучении сотрудников образовательных организаций // Инновационные технологии в образовании. 2020. № 1. С. 6–15.

15. Биуи Ф., Мовилли К. Катастрофа цифровой школы. В защиту школы без экранов // Гражданская инициатива за бесплатное образование. 2020. № 4. С. 34–36.

16. Лазар М. Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. № 2. С. 170–181.

17. Гурин Г. Г. Интернет-зависимость-проблемы интерпретации в условиях бурного развития электронных технологий // Гарантии прав ребенка –безопасность детства. Москва, 2019. Вып. 2. С. 28–33.

18. Корнилова А. В. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ. // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. II Междунар. студенч. науч. – практ. конф, 21 февр. 2019 г. Москва, 2019. С. 295–299.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Айбазова М.Ю., Карасова А.А., Алимсакаева Р.К. К вопросу о профилактике цифровой зависимости студентов среднепрофессиональных образовательных организаций. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):280-288. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-11

For citation: Aibazova M.Y., Karasova A.A., Alimsakaeva R.K. On the issue of prevention of digital addiction of students of secondary professional educational organizations. Professional education in the modern world. 2022;12(2):280-288. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-11

Просмотров: 339

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)