Становление социального заказа на педагогов в истории русского образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-10
Аннотация
Введение. Первым государственным образовательным учреждением по подготовке учителей стала учительская семинария, созданная в 1783 г. Однако учительская профессия возникла в России задолго до этого и поддерживалась запросом со стороны общества. Это вызывает вопросы о трансформациях общественных ожиданий в отношении учителей – об истории социального заказа на педагогов. Социальный заказ на педагогов долго не был осознан и отражен в регламентирующей документации, его влияние на организацию образования в России можно отчетливо наблюдать уже с XVII в. В статье предпринимается попытка определить особенности его становления.
Методика и методология исследования. В основе исследования ‒ большой пласт литературы, оно строится на принципах диалектики и историзма, использовании сравнительно-исторического анализа, дедукции, культуромики, контент-анализа, статистики и других методов теоретического осмысления.
Результаты. Выявлены и конкретизированы особенности становления социального заказа педагогам в XVII‒XVIII вв. Охарактеризованы факторы и условия его формирования в указанный исторический период, определены его структурные компоненты, обнаружены закономерности изменения социального заказа на педагогов, время его актуализации.
Выводы. В XVII в. в Русском царстве возник заказ на педагогов, субъектом которого выступала церковь, отчасти – государство и горожане. Государство предъявляло требования к работе учителей, регламентируя некоторые аспекты организации школ. Наметившаяся тогда тенденция перехода от духовных характеристик педагога к профессиональным окончательно оформилась в начале XVIII в., когда был определен государственный заказ на учителей. К середине века образ учителя кардинально изменен, к нему предъявляются требования профессионализма в преподаваемой науке и положительных личностных характеристик, что нашло отражение при организации учительской семинарии; с нее начался заказ на методическую подготовку педагога. Закономерности формирования социального заказа учителям (общество всегда обладает повышенными ожиданиями или к профессиональным, или к личностным характеристикам педагога; в периоды социальных конфликтов и перемен актуализируются требования к личности; перевес зависит от социальной стабильности) подтверждают его обусловленность историческим периодом и социально-политическими условиями.
Об авторе
Л. И. ДаниловаРоссия
Данилова Лариса Николаевна – доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики
150 000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108
Список литературы
1. Арташкина Т. А. Общее понятие и законы формирования социального заказа в области образования // Problems of education in the 21st century. 2010. № 20. С. 170–181.
2. Агафонова Н. Н., Брехач Р. А., Жадаев Д. Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществам. Пермь: ПГПУ, 2009. 114 с.
3. Швецова Г. Н. Образовательная политика в условиях модернизации региональной образовательной системы. Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 2008. 172 с.
4. Лушникова О. Л. Проблема формулирования социального заказа образованию // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 3. С. 149–154.
5. Костюкова О. А. Становление и развитие гимназического образования в Российской губернии в XIX – начале XX века. На примере гимназий Пензенской губернии: автореф. дис…. канд. пед. наук. Пенза, 2006. 19 с.
6. Гошуляк Л. Д. Теоретические основы становления и развития губернского образовательного комплекса второй половины XIX – начала XX вв. На примере Пензенской губернии: автореф. дис…. д-ра пед. наук. Тула, 2002. 41 с.
7. Логинова О. А. Формирование социального заказа на гимназическое образование в России ХIХ – начала ХХ веков: региональный аспект // Наука. Общество. Государство. 2015. Т. 3, № 1. С. 44–56.
8. Логинова О. А. Факторы формирования образовательного пространства учебного заведения: история и современность //Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 237–243.
9. Марков Н. С. Стратегия государственной политики в сфере содержания гимназического образования в России XIX – начала XX века // Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. № 1. С. 57–65.
10. Пантюхин С. С. Проблема социального заказа в педагогике конца XX века // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 36–45.
11. Костылева Е. В. Условия развития педагогического образования в Таврической губернии (XIX – начало XX вв.): историко-педагогическое моделирование // Кант. 2019. № 4. С. 269–273.
12. Шевелёв В. Ю. Основные векторы в определении идеала учителя во второй половине XIX века // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 8–18.
13. Лекомцева Е. Н., Суханова Ю. В Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 2. С. 244–248.
14. Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV–XVII веков. Санкт-Петербург: Тип. М. Меркушева, 1894. 26 c.
15. Богоявленский С. К. Научное наследие. О Москве XVII в. Москва: Наука, 1980. 271 с.
16. Устюгов Н. В. Научное наследие. М.: Наука, 1974. 252 с.
17. Булгаков М. Б. Грамотность посадских людей г. Ростова Великого в первой половине XVII века // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1998. С. 34–39.
18. Краткий отчет о положении и ходе военно-учебных заведений в двадцатипятилетнее царствование государя императора / Гл. упр. воен.-учеб. заведений. Санкт-Петербург: Тип. Штаба Воен.-учеб. заведений, 1850. 305 с.
19. Данилов М. В. Записки Михаила Васильевича Данилова, артиллерии майора, написанные им в 1771 году. Москва: Тип. С. Селивановского, 1842. 131 c.
20. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. Москва: Мысль, 1985. 479 с.
21. Морева О. В. Соотношение социальной активности образования и современного социального заказа // Образование и наука. 2004. № 4. С. 39–49.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Данилова Л.И. Становление социального заказа на педагогов в истории русского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):271-279. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-10
For citation: Danilova L.N. Forming of social order for teachers in the history of education in Russia. Professional education in the modern world. 2022;12(2):271-279. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-10
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.