Социальный капитал как фактор развития гражданской активности учащейся молодежи


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. В современных условиях становления гражданского общества и правового государства внимание общественности приковано к современной молодежи, от гражданской активности которой во многом зависит, насколько будут реализованы поставленные перед обществом и государством задачи.

Постановка задачи. Будущее России определяется ценностными ориентирами, которые складываются сегодня в сообществах тинейджеров и студентов. В связи с этим представляется актуальной задача формирования концептуальных представлений о процессах становления гражданской активности молодежи. Целью представленного исследования является анализ социального капитала личности как фактора влияния на гражданскую активность молодежи, обучающейся как в школе, так и в вузе, в том числе являющейся представителями Российского движения школьников.

Методика и методология исследования. В работе проводится теоретический системно-содержательный анализ таких переменных, формирующих социальный капитал, как ценностные установки молодежи, уровень доверия различным агентам влияния и сила связи с ними.

Результаты. Проведенный корреляционный анализ подтвердил предположение о существовании взаимосвязи между указанными переменными и объектом исследования. Показано, что современная молодежь сосредоточена на решении собственных проблем, сконцентрирована на «ближнем круге», не склонна доверять людям в целом, испытывает дефицит солидаристических ценностей, концентрируясь на индивидуалистических интересах, что препятствует проявлению их гражданской активности. Исключение составляют представители Российского движения школьников, обладающие повышенным уровнем доверия государству, патриотическими идеалами и готовностью к взаимодействию с общественными организациями, они склонны к проявлению гражданской ответственности и социальной активности.

Выводы. Необходимо создавать механизмы включения молодежи в различные сообщества по решению общественно-значимых вопросов, усиливать солидаристские ценности, а также формировать единую систему ценностей в молодежной среде, в которой значимое место занимали бы не только общечеловеческие ценности, но и патриотизм.


Об авторе

М. B. Жарова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Жарова Марина Владиславовна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Института экономики и управления,

191 186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 6, ауд. 35



Список литературы

1. Bourdieu P. The scholastic point of view // Cultural Anthropology. 1990. Vol. 5. Р. 380–391. DOI: https:// doi.org/10.1525/can.1990.5.4.02a00030.

2. Colema n J. S., Hoffer T. B. Public and private schools: the impact of communities. New York, 1987. 254 p.

3. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. Москва: ACT: Хранитель, 2006. 730 с.

4. Lin N. Building a Network Theory of Social Capital // Connection. 1999. Vol. 22, № 1. P. 28–51. P. 28–51.

5. Moore S., Daniel M., Paquet C., Dube L., Gauvin L. Association of individual network social capital with abdominal adiposity, overweight and obesity // Journal of Public Health. 2009. Vol. 31, №. 1. P. 175–183. DOI: https://doi.org/10.1093/pubmed/fdn104.

6. Araujo L. M., Easton G. A relational resource perspective on social capital // Corporate social capital and liability. Dordrecht, 1999. P. 68–87.

7. Leenders R. Th. A. J., Gabbay S. M., Fiegenbaum A. Corporate social capital and the strategic management paradigm: a contingency view on organizational performance // Research Report of University of Groningen, SOM Research Institute. Groningen, 2001. P. 1–38.

8. Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23, № 2. P. 242–266.

9. Penning J. M., Lee K. Social capital of organization: conceptualization, level of analysis, and performance implication // Corporate social capital and liability. New York, 1999. P. 1–49.

10. Exploring positive relationships at work. Building a theoretical and research foundation / ed. by W. E. Baker, J. E. Dutton. London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publ. 2007. P. 325–345.

11. Social Capital: global and local perspectives / ed. by J. Kajanoja, J. Simpura. Helsinki: Gov. Inst. For Econ. Research, 2000. 187 p.

12. Putnam R. D. Bowling alone: the collapse and revival of American community. New York: Simon & Schuster, 2000. 544 p.

13. Фукуяма Ф. Великий разрыв: пер. с англ. Москва: ACT: Ермак, 2004. 474 с.

14. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. Москва: ACT: Ермак, 2004. 730 с.

15. Narayan D. Bonds and bridges: social capital and poverty. [S. l.]: Poverty group, 1999. 54 p.

16. Putnam R. D. Bowling alone: America’s declining social capital // Journal of democracy. 1995. Vol. 6, № 1. P. 67–73

17. Мачeринскене И., Минкуте-Генриксон Р., Симанавичене Ж. Социальный капитал организации: методология исследования // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 29–39.

18. Гужавина Т. А. Гражданское участие как экстерналия социального капитала // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 1. С. 37–54.

19. Гендугова М. Н. Социальный капитал как фактор формирования гражданственности молодежи // Социология власти. 2011. № 4. С. 117–124.

20. Хрипкова Д. В., Начкебия М. С., Реутова М. Н., Хрипков К. А. Ценностные основания гражданской активности // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 4. С. 55–68.

21. Реутов Е. В. Социальная солидарность в установках и практиках населения // Власть. 2016. № 4. С. 94–99.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жарова М.B. Социальный капитал как фактор развития гражданской активности учащейся молодежи. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):240-252. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-7

For citation: Zharova M.V. Social capital as a factor in the development of civic engagement of students. Professional education in the modern world. 2022;12(2):240-252. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-7

Просмотров: 282

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)