Инклюзивное образование сегодня: проблемы и перспективы


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. На сегодняшний день проблемы инклюзивного образования стоят особенно остро. Это относится не только к России, но и к миру в целом. В историческом контексте осознание его необходимости стало длительным процессом. Это связано в первую очередь с тем, что введение инклюзивного образования влечет за собой формирование новой культуры общества и трансформацию устоявшихся принципов.

Постановка задачи. В статье представлены процесс формирования системы инклюзивного образования в России и ее состояние на сегодняшний день. Рассмотрены особенности этого процесса на основе анализа проблемы включения в образовательный процесс детей-аутистов, особенности их поведения, влияющие на процесс социальной адаптации. Освещена проблема совмещения обычных детей и детей с проблемным социальным поведением. Исследованы перспективы и роль дополнительного образования в этом процессе и развитии способностей детей с ограниченными возможностями, а также социальные факторы, влияющие на его эффективность. В качестве примеров представлены реализованные различными коллективами проекты с вовлечением в творческий процесс детей с различными ограничениями здоровья, особенно в театральной сфере. Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день в этом направлении сделано немало работы, однако разрозненность методов и подходов в различных областях снижает их эффективность.

Методика и методология исследования. В результате анализа факторов, влияющих на процесс образования и социализации детей-аутистов, предложены комплексные методы исследования, включающие использование воспитательных и образовательных средств.

Результаты. В качестве решения проблемы предложено создание центров дополнительного образования, объединяющих различные сферы деятельности. Основой таких центров должны стать грамотные руководители, способные на основательное научное осмысление процесса управления и принятие нестандартных смелых решений.

Выводы. Решающим фактором успешности образовательного и воспитательного процессов при работе с аутистами являются подготовка руководителей, умеющих принимать нестандартные решения с учетом индивидуальной ситуации, психологическая готовность коллектива к социальным трансформациям.


Об авторах

М. B. Смирнова
Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова
Россия

Смирнова Марина Владимировна – доктор искусствоведения, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано 

г. Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 3 литера А



М. В. Ерома
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Ерома Марина Владимировна – аспирант кафедры теории и истории педагогики, Институт педагогики

г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48



И. Б. Трофимова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Трофимова Ирина Борисовна – аспирант кафедры экономической теории и экономического образования, Институт экономики и управления

г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48



М. В. Зинченко
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Зинченко Мария Владимировна – магистрант кафедры экономической теории и экономического образования, Институт экономики и управления

г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48



Список литературы

1. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51–73.

2. Лавров П. Л. Философия и социология: избр. произведения. В 2 т. Т. 2. Москва: Мысль, 1965. 703 с.

3. Гуторов В. А. О некоторых тенденциях интерпретации концепции прогресса в современной социальной теории // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 32–43.

4. Кантор В. З. О подготовке педагога для инклюзивного образования // Вестник Герценовского университета. 2010. № 6. С. 29–31.

5. Цели в области устойчивого развития // Сайт Организации объединенных наций. URL: https:// www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals (дата обращения: 10.06.2020).

6. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. C. 136–145.

7. Выступление Президента России // Первый канал. Фрагмент прямой линии от 14.04.2016 по вопросу детей с аутизмом. URL: https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2016/vladimirputin-o-11-pryamaya-liniya-prezidenta-2016 (дата обращения: 20.10.2021).

8. Трофимова И. Б. Анализ эффективности современной модели инклюзивного образования // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. от 22 дек. 2020 г. Москва; Берлин, 2021. С. 248–253.

9. Число детей-аутистов будет расти // URA.ru: информ. агентство. URL: https://ura.news/articles/1 036 277 854 (дата обращения 20.10.2021).

10. Петербургские психиатры поставили свой «диагноз» реабилитационному центру для аутистов // Доктор Питер. URL: http://doctorpiter.ru/articles/8137 (дата обращения 20.10.2021).

11. Темпл Грандин: как женщина-аутист стала профессором // Vestnik.az. URL: https://www.vestnik.az/news/interesting/166620.html (дата обращения: 20.10.2021).

12. Талантливые художники-аутисты: жизнь на холсте // Мир идей. URL: https://miridei.com/interesnyeidei/trogatelnye-istorii/hudozhnikiautisty_zhizn_na_holste/ (дата обращения 21.10.2021).

13. Как система убивает дополнительное образование // Мел. Блог. URL: https://mel.fm/luchsheye-namele/3961450-newblogs126?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 21.10.2021).

14. Гун В. Книга Т. Юдовиновой-Гальпериной «За роялем без слез, или я – детский педагог» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2015. № 1. С. 67–70.

15. Борер Е. Организация инклюзивного образования в классе вокала в учреждениях дополнительного образования в рамках программы «Доступная среда» // Современное музыкальное образование – 2017: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2018. С. 229.

16. Галковская И. Инклюзивное музыкальное образование в Пскове: из опыта совместных занятий студентов колледжа искусств и воспитанников интеграционных мастерских для инвалидов // Современное музыкальное образование – 2017: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2018. С. 237–239.

17. Ткаченко М. Особенности педагогической работы связанной с концертной деятельностью одаренных детей, имеющих особые образовательные потребности // Современное музыкальное образование – 2017: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2018. С. 254.

18. Ерома М. В. Роль театрального фестиваля в современном детском образовании (проблемы и перспективы) // Научное мнение. 2017. № 5. С. 99–103.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Смирнова М.B., Ерома М.В., Трофимова И.Б., Зинченко М.В. Инклюзивное образование сегодня: проблемы и перспективы. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):231-239. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-6

For citation: Smirnova M.V., Yeroma M.V., Trofimova I.B., Zinchenko M.V. Inclusive education today: challenges and perspectives. Professional education in the modern world. 2022;12(2):231-239. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-6

Просмотров: 432

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)