Компетентностный подход к профессиональной подготовке в условиях экспансии цифровой глобализации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-5

Полный текст:




Аннотация

, социологической, философской литературе, авторы статьи стремятся выявить детерминанты и возможности компетентностного подхода к профессиональной подготовке.

Постановка задачи. В поле зрения оказались задачи модернизации профессионального образования в условиях цифровой глобализации. Широта исследовательского поля, в котором определяется цифровая глобализация, ее тенденции, сущностные черты подвели авторов к необходимости методологических изысканий. Несоотнесенность, тематическая разбросанность исследований, имеющих объектом цифровизацию во всех ее проявлениях предопределили интерес к профессионализму, где обнаруживаются синтезирующие истоки современного универсализма. Под влиянием информатизации и цифровизации складывается особая сфера, которая становится фундаментом профессиональной деятельности.

Методика и методология исследования. В статье доказывается, что компетентностный подход, не раз демонстрирующий свою эвристическую значимость, явно недостаточно используется при реализации задач цифровизации, минимизации ее негативных последствий, активизации потенциала информационной культуры. Показано, что базовые компетентности, профессиональные компетенции и базовые квалификации имеют сложную, в том числе иерархическую структуру. Осмысление компетентностного подхода предлагается в связи с постнеклассической моделью профессионального образования и парадигмами педагогического воздействия и социальной активности личности.

Результаты. Повышение открытости, гибкости образовательного процесса предъявляет к его организаторам новые требования. Переход от эмпирических исследований к теоретическому переосмыслению конкретных задач должен базироваться на методологически выверенных ориентирах. Научный поиск опирается на философские, общенаучные идеи и рефлексивно-методологический анализ. Рефлексивная практика при этом затрагивает все уровни профессиональной подготовки и ее истоки на общеобразовательном уровне.

Выводы. Компетентностный подход открывает новые возможности для практико-ориентированного образования, а открытый характер применяемых при этом парадигм позволит увидеть перспективы цифровизации.


Об авторах

Л. Н. Жуковская
Сибирский федеральный университет
Россия

Жуковская Людмила Николаевна – доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности

660 041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79



С. В. Костылев
Сибирский федеральный университет
Россия

Костылев Сергей Валерьевич – кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности

660 041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79



О. Ф. Морозова
Сибирский федеральный университет
Россия

Морозова Ольга Федоровна – доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии 

660 041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79



Д. В. Рахинский
Красноярский государственный аграрный университет; Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

Рахинский Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса, Красноярский государственный аграрный университет; профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого

660 049, г. Красноярск, пр. Мира, 90;
660 022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1



Список литературы

1. Рахинский Д. В. Глобальная информатизация как базис современного универсализма: социально-философский анализ: автореф. дис. д-ра филос. наук. Красноярск, 2018. 40 с.

2. Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. New York: McGraw-Hille Books. 2009. 368 p.

3. Digital dividends: world development report 2016 / The World Bank Group. Washington, 2016. 359 p. URL: http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016 (дата обращения: 29.10.2021).

4. Шрайберг Я. Л. Информационно-документное пространство образования, науки и культуры в современных условиях цифровизации общества // Научные и технические библиотеки. 2019. № 9. С. 3–55.

5. Васильев Г. Е. Цифровизация и культура: социально-экономическая развилка // Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 163–169.

6. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 1. С. 84–101.

7. Мавлютова Г. А. Цифровизация в современном высшем учебном заведении // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 3. С. 5–7.

8. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 41–49.

9. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Москва: МПСИ, 2005. 216 с.

10. Сырбу С. А., Карасёва Т. В., Лощаков А. М. Проблема формирования открытой электронной информационно-образовательной среды современного вуза // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы нац. науч.-практ. конф. Иваново, 2019. Ч. 2. С. 203–209.

11. Рулиене Л. Н., Сэкулич Н. Б., Намсараев С. Д. Электронная информационно-образовательная среда современного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 148 с.

12. Кривцова Н. В., Брынза И. В. Постнеклассическая модель потенциала самореализации личности и ее возможности в прогнозировании профессиональных деструкций // Journal of Psychology. Special Pedagogy. Social Work. 2019. Т. 56, вып. 3. С. 54–64.

13. Меськов В. С., Мамченко А. А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 57–68.

14. Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Морозова О. Ф. Постнеклассическая модель подготовки будущих менеджеров социально-культурной деятельности в условиях цифровизации университетского образования // Формирование цифровой культуры непрерывного гуманитарного образования в контексте сохранения традиционных ценностей. Москва, 2021. С. 406–415.

15. Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Морозова О. Ф., Ноздренко Е. А. Сферный подход в теории и практике социально-культурной деятельности. Красноярск, 2020. 200 с.

16. Буцык С. В. Педагогические проблемы нового «цифрового» поколения: преобладание общественно-социальных или нейрофизиологических особенностей? // Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 111–118.

17. Шилова Л. Н., Фролова В. Н., Бурнакин М. Н. Модель выпускника профессиональной образовательной организации: ценностные ориентации и профессиональные компетенции // Человек и образование. 2016. № 4. С. 145–148.

18. Нигматуллина Т. А. Профессиональные компетенции и рынок труда: вызовы времени // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2020. № 3. С. 38–45.

19. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.

20. Серякова С.Б. Компетенции и компетентностный подход в образовании // Совет ректоров. 2012. № 4. С. 34–40.

21. Фомина Л. В., Фролова О. Я. Компетентностный подход к формированию условий подготовки бакалавров профессионального обучения // Научный аспект. 2015. № 1/2. С. 163–167.

22. Ниязова Г. Ж., Кошанова Г. Д., Еспембетова А. М. Профессиональная подготовка будущих специалистов: компетентностный подход // Инновации в технологиях и образовании: сб. ст. участников VIII Междунар. науч.-практ. конф. Туркестан, 2015. С. 217–220.

23. Four-dimensional education: the competencies learners need to succeed. Boston: Center for Curriculum Redesign, 2015. 192 p.

24. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Построение модели влияния современных цифровых коммуникаций на профессиональные компетенции российской молодежи // Информационное общество. 2019. № 4/5. С. 33–43.

25. Ilomäki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is digital competence? // Linked portal. Brussels: EUN, 2011. P. 1–12.

26. Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Морозова О. Ф., Ноздренко Е. А. Интеграция потенциала культуры патриотизма в формирования культурного кода: социокультурные практики в образовательном пространстве // Альма Матер. 2019. № 3. С. 104–108.

27. The future of jobs. Employment, skills and workforce strategy for the Fourth Industrial Revolution: global challenge insight report. Geneva: World econ. forum, 2016. 167 p. URL: www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обащения: 02.04.2022).

28. Профессии будущего: какие специалисты будут востребованы в ближайших 20 лет // Фоксфорд. Домашняя школа. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/professii-budushchego (дата обращения: 02.04.2022).

29. Володько О. В. Влияние цифровой экономики на подготовку кадров // Современные проблемы экономики и менеджмента: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 44–52.

30. Масланов Е. В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 1. С. 6–21.

31. Маслакова М. В. Формирование общепрофессиональной компетенции выпускника: место и роль информационной культуры в образовательном процессе вуза // Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 115–123.

32. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. № 2. С. 92–98.

33. Петрунин Ю. Ю. Искусственный интеллект: ключ к будущему? // Философские науки. 2018. № 4. С. 96–113.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жуковская Л.Н., Костылев С.В., Морозова О.Ф., Рахинский Д.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке в условиях экспансии цифровой глобализации. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):221-230. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-5

For citation: Zhukovskaya L.N., Kostylev S.V., Morozova O.F., Rakhinsky D.V. Competency-based approach to professional training in the context of the expansion of digital globalization. Professional education in the modern world. 2022;12(2):221-230. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-5

Просмотров: 368

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)