Метод графического рангового анализа в исследовании рейтингов образовательных учреждений
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-4
Аннотация
Введение. Рейтинги образовательных учреждений (ОУ), представленные списком или в виде рейтинговых таблиц, не дают представления об адекватности и объективности системы выбранных управленцами критериев и показателей рейтинга. Поэтому опубликованные рейтинги образовательных учреждений, в том числе в 2021 г., подвергаются критике, требуют подтверждения адекватности их критериев и показателей другими методами. Таковым является метод графического рангового анализа в сочетании с ценологическим подходом. Этот метод позволяет также идентифицировать любую совокупность объектов с ценозом.
Постановка задачи. Появление в России нового вида образовательных учреждений – онлайн-школ ‒ определило первую задачу исследования, которая заключается в ответе на вопрос:
«Является ли совокупность российских онлайн-школ случайным набором объектов или представляет собой новый вид социоценоза?». Вторая задача исследования – апробация и применение метода графического рангового анализа на основе ценологического подхода к оценке рейтингов общеобразовательных учреждений 2021 г. по аналогии с методикой оценки валидности тестовых заданий, разработанной ранее.
Методика и методология исследования. Графический ранговый анализ с ценологическим подходом основан на построении графических ранговых распределений с применением компьютерных технологий и их аппроксимации к гиперболической функции – зависимости исследуемого параметра (а нашем случае – показателя качества рейтинга) в порядке его убывания от возрастающего рангового номера r =1, 2, 3,… Совпадение эмпирического и теоретического графиков ранговых распределений свидетельствует о принадлежности этой совокупности объектов к ценозу (или его популяции – части ценоза).
Результаты. Приводятся результаты применения графического рангового анализа к новому феномену в системе образования России – онлайн-школам ‒ и доказано, что это новое сообщество онлайн-школ является новым видом социоценоза в систематике образовательных учреждений России. Показана возможность применения метода графического рангового анализа с ценологическим подходом к оценке рейтингов образовательных учреждений. Этот метод позволил определить уровни качества рейтинговых систем оценки деятельности учебных заведений. Оценка рейтингов образовательных учреждений 2021 г., проведенная с использованием этого метода, показала средний и высокий уровни качества рассмотренных рейтингов.
Выводы. Метод графического рангового анализа с ценологическим подходом позволяет быстро и эффективно оценить адекватность рейтинга образовательных учреждений формальным математическим способом, при этом не вникая в содержание каждого рейтингового показателя, что составляет его научную ценность, теоретическую и практическую значимость.
Ключ. слова
Об авторах
Р. B. ГуринаРоссия
Гурина Роза Викторовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий
432 000, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Л. Н. Леонтьева
Россия
Леонтьева Лидия Нектарьевна – старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания факультета культуры и искусства
432 000, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
В. В. Кошева
Россия
Кошева Вилена Вячеславовна – преподаватель-исследователь кафедры физического материаловедения инженерно-физического факультета высоких технологий
432 000, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Список литературы
1. Гурина Р. В. Ранговый анализ образовательных систем (ценологический подход): метод. рекомендации для работников образования. Москва: Технетика, 2006. 40 с.
2. Гурина Р. В. Ценологические исследования педагогических образовательных систем // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 133–138.
3. Гурина Р. В. Метод рангового анализа и закон разнообразия в педагогике // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3/4. С. 111–122.
4. Гурина Р. В. Начальная профессиональная подготовка учащихся в профильных физико-математических классах. Ульяновск: УлГУ, 2004. 290 с.
5. Гурина Р. В., Морозова Е. В. Ценология – учение о ценозах разной природы // Образовательные технологии. 2020. № 1. С. 40–49.
6. Гурина Р. В., Евсеев Д. А. Ранговый анализ, или ценологический подход, в методологии прикладных исследований. Ульяновск: УлГУ, 2018. 287 c.
7. Гурина Р. В., Морозова Е. В., Кошева В. В. Ранговый анализ в оценке валидности олимпиадных заданий // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4302–4309.
8. Карминский А., Полозов А. Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт. Москва: Форум, 2019. 446 с.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. Москва: Азбуковник, 1997. 944 с.
10. Кудрин Б. И. Введение в технетику. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1991. 384 с.
11. Кудрин Б. И. Техногенная самоорганизация. Москва: Центр системных исслед., 2004. 246 с.
12. Zipf J. K. Human behaviour and the principle of least effort. Cambridge: Addison-Wesley Press, 1949, XI. 574 p.
13. Духанина Л. Почему рейтинг регионов качества школьного образования никакой не рейтинг, а «сводный показатель Рособрнадзора» // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/3/18/Post_1/16714-pochemu_reyting_regionov_kachestva_shkolnogo_obrazovaniya_nikakoy_ne_reyting_a_svodnyy_pokazatel_rosobrnadzora (дата обращения: 04.05.2022).
14. Чернядьев С. Почему отечественные рейтинги вузов только вредят Высшей школе // Форпост. Северо-запад. 2021.URL:https://forpost-sz.ru/geo/nedra/2021-02-04/pochemu-otechestvennye-rejtingi-vuzov-tolko-vredyat-vysshejshkole (дата обращения: 04.05.2022).
15. Кох Р. Закон Парето или принцип 80/20 // Общая и прикладная ценология. 2007. № 4. С.76–79.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гурина Р.B., Леонтьева Л.Н., Кошева В.В. Метод графического рангового анализа в исследовании рейтингов образовательных учреждений. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):211-220. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-4
For citation: Gurina R.V., Leontieva L.N., Kosheva V.V. The method of graphical rank analysis in the study of ratings of educational institutions. Professional education in the modern world. 2022;12(2):211-220. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-4
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.