Опора на традиционные ценности в образовательной сфере как залог субъектности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-3
Аннотация
Введение. В статье исследуются факторы, которые позволяют России сохранить свою субъектность в современном мире.
Постановка задачи. Отмечается, что информационные технологии способствовали становлению глобальных систем коммуникации.
Методика и методология исследования. Акцентируется внимание на роли традиционных ценностей в образовательной сфере.
Результаты. Рассматриваются не только положительные последствия внедрения отечественного образования в глобальное образовательное пространство, падение уровня знаний и мировоззренческие проблемы вынуждают обратить особое внимание на аксиологическую составляющую отечественной образовательной системы. Однако в концепциях развития отечественного образования изучение отечественного опыта вызывает неоднородный интерес. Показаны негативные последствия бездумного заимствования чужих образовательных технологий, которые игнорируют лучшие традиции российского образования. Особое внимание уделяется неоднозначному влиянию чуждых ценностей на подрастающее поколение. Анализируются факторы, которые играют принципиальную роль в сохранении и усилении Россией своей субъектности в условиях универсализации образовательных стандартов. Подчеркивается, что залогом формирования эффективного специалиста является осознание каждым представителем молодого поколения своей социокультурной идентичности. Доказывается, что сохранение Россией своей субъектности принципиальным образом влияет на формирование образованного и сознательного поколения.
Выводы. Образование, базирующееся на отечественных традициях, основу которого составляют духовно-нравственные ценности, стимулирует учащихся к активному познавательному процессу, который может продолжаться всю жизнь.
Об авторе
М. П. ЯценкоРоссия
Яценко Михаил Петрович – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии
г. Красноярск, 660041, пр. Свободный, 82а
Список литературы
1. Ивашов Л. Г. Природа современных войн и проблемы обеспечения международной безопасности // Экономическая безопасность как неотъемлемая составляющая коллективной безопасности: материалы междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 8 ноября 2018 г. Санкт-Петербург, 2019. С. 75–83.
2. Черных С. И., Паршиков В. И. Цифровая культура как гуманитарный феномен // Профессиональное образование в современном мире.2016. Т. 6, № 4. С. 601–607.
3. Власюк Н. Н. Аксиологизация мирового образовательного пространства – путь к новой цивилизации // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 4. С. 5–14.
4. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583–592.
5. Пфаненштиль И. А., Пфаненштиль Л. Н., Яценко М. П. Образование и будущее развитие России в контексте современных процессов глобализации // Философия образования. 2012. № 6. С. 20–27.
6. Кушелев В. А. Аксиологическая природа самосознания // Философия образования. 2014. № 3. С. 115–128.
7. Никитенко, Е. В. Историософские идеи евразийства в свете поиска аксиологических оснований в построении инклюзивного образования // Философия образования. 2014. № 3. С. 183–192.
8. Ушакова Е. В. Поиск оснований бытия в условиях плюрализма концепций // Чуриновские чтения: Совершенное общество (материалы круглого стола 25 мая 2020 года, г. Красноярск). Красноярск, 2021. С. 18–24.
9. Калдор М. Новые и старые войны: организованное насилие в глобальную эпоху. Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 416 с.
10. Солдатов А. А. Новые социальные группы как фактор политической дестабилизации в современном социуме // Дискурс. 2021. № 1. С. 82–91.
11. Лещинская Н. М., Сертакова Е. А., Пашова Э. В. Традиционная экономика коренных народов Северной Азии, проживающих в зонах с экстремальным климатом // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5, № 1. С. 20–29.
12. Чумаков А. Н. Культурно-цивилизационные исследования: их роль и ценность в глобальном мире // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2018. № 1. С. 30–43.
13. Солоневич И. Л. Народная монархия. Москва: Эксмо: Алгоритм, 2003. 606 с.
14. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. Москва: Алгоритм, 2003. 541 с.
15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Глаголъ, 1995. 513 с.
16. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода: филос. очерки. 2-е изд., доп. Красноярск: Сиб. ин-т бизнеса, упр. и психологии, 2003. 515 с.
17. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям: пер. с англ. Москва: Изд-во Ладомир, 2004. 342 с.
18. Гиренок Ф. И. Удовольствие мыслить иначе. Москва: Акад. Проект; Фонд «Мир», 2010. 235 с.
19. Колянов А. Ю. Европейская идентичность сегодня: мысль или ощущение? // Дискурс. 2019. № 5. С. 76–87.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Яценко М.П. Опора на традиционные ценности в образовательной сфере как залог субъектности. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):203-210. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-3
For citation: Yatsenko M.P. Reliance on traditional values in the educational sphere as a guarantee of the subjectness of Russia. Professional education in the modern world. 2022;12(2):203-210. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-3
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.