Социально-методологические аспекты развития опорного университета
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-2
Аннотация
Введение. Исследуется специфика опорного университета – нового компонента в региональном развитии структур, относящихся к высшему образованию, экономике и управлению.
Постановка задачи. Задачей исследования является анализ перечня научно-педагогических компетенций, который (в силу своей новизны) еще не полностью сформирован учеными в виде четкой системы знаний. Выявление этого, так называемого неструктурированного, перечня научно-педагогических компетенций необходимо для совершенствования системного стиля в осуществлении образовательной и педагогической деятельности специалистов опорного университета.
Методика и методология исследования. Методология анализа материала, включенного в статью, опирается на принцип взаимодействия межотраслевого и междисциплинарного видов научно-технологической деятельности.
Результаты. В статье раскрывается содержание инновационной политики государства, на региональном уровне которой решение комплексных социально-экономических задач неразрывно связано с деятельностью опорного университета. Опорный университет – это новый образовательный компонент в системе взаимодействия между властью, наукой и предпринимательством. Сравнительный анализ исследовательских подходов позволил выявить неструктурированный перечень компетенций научно-педагогического работника университета, необходимых для осуществления образовательной деятельности. Поскольку образовательная деятельность направлена на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и ценностных установок, то приоритетными личностными качествами и социально-профессиональными компетенциями вузовских преподавателей являются узкоспециализированные навыки и общая эрудированность, методологическое мышление, непрерывное повышение квалификации, мотивация к педагогической работе, коммуникативные способности. Педагогическая деятельность в университетах связана с участием преподавателя в научно-исследовательской работе. Новизна проведенного нами исследования состоит в структурировании перечня личностных качеств и социально-профессиональных компетенций современного преподавателя и студента, востребованных в актуальных сферах деятельности.
Выводы. Опираясь на результаты, достигнутые в процессе анализа публикационных материалов, в работе мы обобщаем инновационную возможность опорного университета реализовывать конкретные управленческие проекты, совершенствовать персональные компетенции, принимать взвешенные решения при отборе специалистов и кадровых перестановках. Результаты исследования могут применяться вузовскими преподавателями в рамках построения субъектных перспектив профессионального и личностного развития.
Об авторах
Н. А. КнязевРоссия
Князев Николай Алексеевич – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социальных наук
660 037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Р. Г. Буянкина
Россия
Буянкина Римма Геннадьевна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры стоматологии ИПО; специалист по СМК
660 022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
Д. В. Рахинский
Россия
Рахинский Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса, Красноярский государственный аграрный университет; профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
660 049, г. Красноярск, пр. Мира, 90;
660 022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
Список литературы
1. Князев Н. А. Исследовательские стратегии во взаимоотношениях между инженерным обучением и отраслевыми субъектами региона // Материалы XXII Международной научно-практической конференции «Решетневские чтения», посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2018. Т. 2. С. 565–567.
2. Knyazev N.A., Buyankina R. G., Zukov R.A., Piskorskaya S. Y. Social Paradigm of Russian Flagship Universities // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. 50. P. 592–600.
3. Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Зуков Р. А. Научные основания в структурном развитии философии образования // Философия образования. 2016. № 2. С. 17–27.
4. Weber M., Schaper-Rinkel P. European sectoral innovation foresight: identifying emerging cross-sectoral patterns and policy issues // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 115. P. 240–250.
5. Lee K., Malerba F. Catch-up cycles and changes in industrial leadership: windows of opportunity and responses of firms and countries in the evolution of sectoral systems // Research Policy. 2017. Vol. 46, iss. 2. P. 338–351.
6. Marseu E., Kolberg D., Birtel M., Zühlke D. Interdisciplinary engineering methodology for changeable cyberphysical production systems // IFAC-PapersOnLine. 2016. Vol. 49, iss. 31. P. 85–90.
7. Kröger M., Schäfer M. Scenario development as a tool for interdisciplinary integration processes in sustainable land use research // Futures. 2016. Vol. 84, pt. A. P. 64–81.
8. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2001. Т. 23, № 1. С. 202–230.
9. Sahanowas Sk., Halder S. Critical thinking disposition of undergraduate students in relation to emotional intelligence: gender as a moderator // Helyon. 2020. Vol. 6, № 11, art. e0547. P. 1–10. https://doi.org/10.1016/ j.heliyon.2020.e05477.
10. Knyazev N.A., Buyankina R. G., Zukov R.A. Subject features of engineering activities of the supporting university // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1353, art. 012 127. P. 1–5. DOI: 10.1088/1742– 6596/1353/1/012127.
11. Pantic-Dragisic S., Söderlund J. Swift transition and knowledge cycling: key capabilities for successful technical and engineering consulting // Research Policy. 2020. Vol. 49, №. 1, art. 103 880. P. 1–15. https://doi.org/10.1016/j.respol.2019.103880.
12. Naukkarinen J., Sainio T. Supporting student learning of chemical reaction engineering using a socially scaffolded virtual laboratory concept // Education for Chemical Engineers. 2018. Vol. 22. P. 61–68.
13. Xu J., Hou Q., Niu Ch., Wang Y., Xie Yu. Process optimization of the university-industry-research collaborative innovation from the perspective of knowledge management // Cognitive Systems Research. 2018. Vol. 52. P. 995–1003. https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2018.09.020.
14. Yan J., Liu J., Tseng F.-M. An evaluation system based on the self-organizing system framework of smart cities: a case study of smart transportation systems in China // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 153, art. 119 371. P. 1–12. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.07.009.
15. Kim J., Kim E., Kweon S. Challenges in implementing English-medium instruction: perspectives of humanities and social sciences professors teaching engineering students // English for Specific Purposes. 2018. Vol. 51. P. 111–123. https://doi.org/10.1016/j.esp.2018.03.005.
16. Doha A., Elnahla N., McShane L. Social commerce as social networking // Journal of Retailing and Consumer Services. 2019. Vol. 47. P. 307–321. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2018.11.008.
17. Schönborn G., Berlin C., Pinzone M., Hanisch C., Lanz M. Why social sustainability counts: the impact of corporate social sustainability culture on financial success // Sustainable Production and Consumption. 2019. Vol. 17. P. 1–10. https://doi.org/10.1016/j.spc.2018.08.008.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Князев Н.А., Буянкина Р.Г., Рахинский Д.В. Социально-методологические аспекты развития опорного университета. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):194-202. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-2
For citation: Knyazev N.A., Buyankina R.G., Rakhinsky D.V. Socio-methodological aspects of the development of the flagship university. Professional education in the modern world. 2022;12(2):194-202. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-2
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.