ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЛАГО

Полный текст:




Аннотация

Сегодня множество теоретических и прикладных исследований, посвященных самым различным аспектам состояния и развития образования, в своей констатирующей части приходят к утверждению о том, что образование намного сложнее и многообразнее, чем представляющие его философские, социологические и экономические доктрины. В условиях быстрых и порой неадекватных общественных изменений, происходящих в образовании, исследователи часто описывают и изображают (под давлением социальных обстоятельств) образование в отрыве от его имманентных сущностных свойств. В статье предпринята попытка представить образование как духовное и материальное общественное и индивидуальное благо. Автор считает, что рассмотрение образования как блага позволит компенсировать ту односторонность его изучения, в рамках которой все богатство образовательных отношений сводится лишь к некоторым особенным формам их проявления. Изучение некоторого объема работ, посвященных разработке именно такого взгляда на образование (Э. Аткинсон, Г. Беккер, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, И. В. Ильинский, Р. И. Капелюшников, Ф. Махлуп, Дж. Штиглиц, Т. Шульц и др.) позволило констатировать ограниченности как институционального, так и структурно-функционального подходов к изучению образования. Так, ограниченность институционального подхода проявляется в «отстраненности» от изучения индивида (человека) как образовательного субъекта, а также в недостаточном внимании к рассмотрению образования как духовного феномена, который этот образовательный субъект (человек, индивид) приводит в действие. Структурно-функциональный подход, акцентируя внимание на изучении социальной сущности образования, основной доминантой его развития определяет его функциональное назначение, «отстраняясь» тем самым от его «всеобщной сущности». Рассмотрение образования как диалектического сочетания общественного и индивидуального (частного) блага (с точки зрения автора) позволит не только компенсировать эти недостатки, но и сформулировать иные подходы к изучению феномена образования. Вместе с тем такое рассмотрение позволит избежать крайностей, связанных с рассмотрением образования, отождествления его с духовной сферой жизнедеятельности общества в целом или как «услуги» и «подгонкой» его воспроизводства (именно как услуги) под действие закона стоимости.

Об авторе

Сергей Иванович Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Общее благо. [Электронный ресурс] URL: dic.academic.ru (дата обращения: 11.01.2015).

2. Черных С. И. Реформирование высшей школы России в свете образовательных технологий XXI века // Философия образования. - 2013. - № 2 (47). - С. 8-14.

3. Самуэльсон Пол А. Основания экономического анализа. - СПб: Экономическая школа, 2002.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 69-101.

5. Дудник С. И., Пруель Н. А. Образование: накопление, потребление, воспроизводство (социально-философский анализ) // Коммуникация и образование: сб. статей / под ред. С. И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2004. - С. 321-344.

6. [Электронный ресурс] URL: http://bibliotekar.ru/cem/-cenoobrazovanie-1/24.html (дата обращения: 09.01.2015).

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон // Российская газета. - 2012. - № 303 (5976). - 31 декабря.

8. Ельмеев В. Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

9. Черных С. И. Государственная политика в области образования: управление человеческим потенциалом // Социально-экономические и правовые проблемы совершенствования управленческой деятельности: теория и опыт: международный сборник научных трудов. -Новосибирск: ООО Печатный центр «КОПИР», 2012. - С. 145-147.

10. Флекснер К. Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. - М.: Международные отношения, 1994.

11. Ильин А. Н. Концепт безудержного потребления (структурный анализ) // Общественные науки и современность. - 2012. - № 10. - С. 161-169.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЛАГО. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(1):17-26.

For citation: Chernykh S.I. EDUCATION AS SOCIAL AND INDIVIDUAL BENEFIT. Professional education in the modern world. 2015;(1):17-26. (In Russ.)

Просмотров: 668

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)