Роль морально-нравственных ценностей в профессиональной самореализации студенческой молодежи технического вуза
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14
Аннотация
Введение. В статье исследуются морально-нравственная сфера студентов технического вуза и различные аспекты социализации, развитие личности студентов бакалавров с первого по четвертый курс. Затрагивается противоречивая и кризисная ситуация с воспитанием современной российской молодежи, подчеркивается необходимость создания стратегии воспитания в вузе с учетом современных условий. Рассматривается взаимообусловленное влияние терминальных и инструментальных ценностей в профессиональной самореализации студентов технического вуза при помощи валидных, надежных психодиагностических методик изучения личности. Углубленный статистический анализ позволяет выявлять скрытые взаимосвязи между многочисленными ценностями человека. На карте ценностного ландшафта личности студентов анализируется актуальность ведущих ценностей: активной деятельной жизни, жизненной мудрости, здоровья, интересной работы, красоты природы и искусства, любви, материально-обеспеченной жизни, наличия хороших и верных друзей, общественного признания, познания, интеллектуального развития и многих других. Это дает возможность понять особенности профессиональной самореализации студентов. Постановка задачи. Оценка мотивационной составляющей изучаемых ценностей позволяет обнаружить ресурсы образовательного процесса.
Методика и методология исследования. Группировка многочисленных ценностей в определенные факторы, блоки позволяет подробно изучить основные аспекты, облегчающие процессы самопознания и профессиональной самореализации студентов технического вуза.
Результаты. Исследовательский материал дает возможность обнаружить конкурирующие ценности, а также противоречия между декларируемыми и реальными ценностями. Он также позволяет обнаружить ресурсы и дать всем участникам образовательного процесса рекомендации по устранению возможных препятствий в профессиональной самореализации, становления и адаптации компетентного специалиста.
Выводы. Обобщенные результаты можно с успехом использовать в практической работе, в частности в мотивационных тренингах для студентов на любом этапе обучения и создании новых технологий в профессиональной ориентации первокурсников. Работа с ценностями позволяет оптимизировать развитие личностного потенциала студентов.
Об авторах
И. П. МироновРоссия
Миронов Игорь Петрович – психолог психологической службы управления социальной и внеучебной работой
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29
Т. А. Белозерова
Россия
Белозерова Татьяна Аркадьевна – старший преподаватель кафедры строительного инжиниринга и материаловедения
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29
Список литературы
1. Поданева Т. В. Значение системы ценностей в профессиональном становлении педагога // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. C. 83-86.
2. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расшир. изд. Москва : ЦСПиМ, 2013. 376 с.
3. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). Москва, 1998. 82 с.
4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Москва : Класс, 1999. 93 с.
5. Delude-Clift C., E. Champoux Le conflit des générations // Recherches Sociographiques. 1973. Vol. 14, № 2. P. 157–201. DOI: https://doi.org/10.7202/055614ar.
6. Gohier Сh., Desautels L., Jutras F. Les préoccupationséthiques chez des enseignants de l’ordrecollégial: caractéristiques, points de repère et stratégies de résolution // Revue des Sciences de L’éducation. 2010. Vol. 36, № 1. P. 213–231. DOI : https://doi.org/10.7202/043993ar.
7. Gohier Сh., Jutras F., Desautels L., Chaubet Ph. Le processus de réflexionéthique chez des enseignants de l’ordrecollégial // Nouveaux Cahiers de la Recherche Enéducation. 2015. Vol. 18, № 1. P. 28–52. DOI: https://doi.org/10.7202/1033729ar.
8. Вагнер И. В. Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3, Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. С. 68–74.
9. Патрикеева Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи. Арзамас : АГПИ, 2008. 155 с.
10. Шарок В. В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 34–45. DOI: 10.17223/17267080/69/2.
11. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности : учеб. пособие. Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 1999. 92 с.
12. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20–28.
13. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
14. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие. Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. 376 с.
15. Капцов А. В. Диагностика личностных ценностей и структуры аксиологической сферы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 3–10.
16. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Вып. 16 / под ред. Е. Б. Малетиной. Челябинск : УралГУФК, 2019. 304 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Миронов И.П., Белозерова Т.А. Роль морально-нравственных ценностей в профессиональной самореализации студенческой молодежи технического вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):114-124. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14
For citation: Mironov I.P., Belozyorova T.A. The role of moral values in the professional self-realization of technical university students. Professional education in the modern world. 2022;12(1):114-124. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.