Цифровые компетенции как основа профессиональной конкурентоспособности (на примере подготовки специалистов управленческого профиля)


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. Цифровизация экономики и цифровизация общества происходят стремительными темпами. В Российской Федерации утверждена стратегия развития информационного общества на период до 2030 года. Реализация этой стратегии предусматривает повышение качества жизни, создание условий для развития знаний, использование цифровых технологий, повышение степени цифровой грамотности, цифровую безопасность и т. д. Формирование глобальной цифровой среды затронуло все сферы жизни и особенно образование. В настоящее время цифровизация образования рассматривается как поворотный момент в истории и формировании новой парадигмы его развития.

Постановка задачи. В статье исследуется проблема формирования и развития цифровых компетенций специалистов управленческого профиля.

Методика и методология исследования включает в себя социально-философский анализ современных тенденций цифровизации образования и применения социологического опроса обучающихся.

Результаты. Представлены результаты исследования использования студентами информационных технологий в обучении (просмотр и поиск информации, оценка и анализ информации и цифрового контента, использование функционала социальных сетей в образовании, чтение учебной и научной литературы, профессиональное развитие, работа с текстовым редактором, работа с электронными таблицами, визуализация информации). По мнению авторов, специалисты управленческого профиля должны уверенно использовать «умные» гаджеты (смартфоны, планшеты и т. д.). В условиях цифровизации специалисты в области управления должны уметь пользоваться программами для анализа данных, такими как Jupyter Notebook, JupyterLab, PyCharm, RStudio, Stata, SPSS, Microsoft Excel и другими, использовать Google Sheets. Также в своей профессиональной деятельности они должны уметь пользоваться облачными технологиями и программами для анализа данных с возможностью одновременного редактирования документа (Google Collaboratory, например).

Выводы. Авторы считают, что цифровая грамотность и цифровые компетенции необходимы для конкурентоспособности будущего специалиста управленческого профиля, для его успешности на современном рынке труда.


Об авторах

Т. Ю. Калошина
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Калошина Татьяна Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента

Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

Российская Федерация, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 50



Список литературы

1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. Москва : Наука, 1990. 496 с.

2. Севостьянов Д. А. Исследование активности человека: инверсивный анализ в контексте постнеклассической рациональности // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 117–124.

3. Гудзовская А.А. Социально-психологические факторы геронтологического эйджизма // Социальные явления. 2018. № 2. С. 49–55.

4. Национальная Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (28 июля 2017 года). URL: http://static.government.ru/media/fles/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения: 12.03.2021).

6. Протокол заседания подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.09.2019 № 577пр). URL: https://iecp.ru/docs/news/2019-11-19/Protokol-ot-27-sentyabrya-2019-goda-N577.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

7. Bersin J. The new digital world of work: how HR will change in 2016 // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/joshbersin/2016/01/29/ten-predictions-for-hrleaders-in-2016-how-the-digital-world-of-work-willchange/#6ed9c2975555 (дата обращения: 29.04.2021).

8. Горелов М. А., Ерешко Ф. И. О моделях централизации и децентрализации управления о цифровом обществе // Цифровая экономика. 2018. № 1. С. 37–45.

9. Bukht R., Heeks R. Defning, conceptualising and measuring the digital economy. Manchester, 2017. 24 p. URL: https://diodeweb.fles.wordpress.com/2017/08/diwkppr68-diode.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

10. Якутин Ю. В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Менеджмент и бизнесадминистрирование. 2017. № 4. С. 27–52.

11. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8. С. 1–4.

12. Бузыкова Ю. С., Гафиатулина Е. С. Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы. Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1, № 4. С. 278–282. DOI: https://doi.org/10.46684/2687-1033.2020.4.278-282.

13. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 50–60.

14. Калошина Т. Ю., Толстова И. Э. Программный подход в формировании научно-исследовательских компетенций студентов / Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2. С. 179–187.

15. Астахова Л. В., Сафонова И. А. Развитие цифровых компетенций будущих специалистов по защите информации в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12, № 1. С. 61–74. DOI: 10.14529/ped200106.

16. Индикаторы цифровой экономики 2020 : стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая шк. экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2020. 360 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Калошина Т.Ю., Севостьянов Д.А. Цифровые компетенции как основа профессиональной конкурентоспособности (на примере подготовки специалистов управленческого профиля). Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):105-113. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-13

For citation: Kaloshina T.Y., Sevostyanov D.A. Digital competencies as the basis of professional competitiveness (on the example of training management specialists). Professional education in the modern world. 2022;12(1):105-113. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-13

Просмотров: 452

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)