Образовательные трансформации и социальный субъект: некоторые аспекты позитивной динамики


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. Рассмотрение перспектив позитивных преобразований в современном российском образовании даже на уровне постановки проблемы остается актуальным с точки зрения оценки возможных дальнейших конструктивных трансформаций. Важно проанализировать потенциал использования традиционного и инновационного зарубежного и отечественного опыта в условиях новых вызовов.

Постановка задачи. В статье актуализируется проблема соотношения использования инокультурных образовательных образцов и отечественного уникального опыта с учетом специфики региональных сибирских вузов. Особое место занимают проблемы практического применения компетентностно-ориентированной образовательной модели, вопросы использования IT-технологий в образовательном процессе, новые тенденции в образовании, такие как цифровая педагогика, «перевернутое обучение», разнообразные интерактивные и дистанционные формы, конструктивно влияющие на субъектность преподавательского сообщества и студенчества.

Методика и методология исследования. В работе использованы традиционные методы гуманитарного исследования, в частности системный и структурно-функциональный подходы, сравнительный и ретроспективный анализ, элементы социологического исследования (анкетирование, интервью, контент-анализ и др.), а также некоторые методы постнеклассического (синергетического) методологического подхода. В качестве эмпирической базы исследования использованы опубликованные данные социологического опроса преподавателей гуманитарных дисциплин четырех новосибирских и алтайских вузов и трех учебных заведений дополнительного образования, а также результаты интервьюирования преподавателей высшей школы в Сибирском регионе.

Результаты исследования. В статье на основании последних экспертных источников и официальных выступлений отечественных методологов и стратегов образования уточняются прогнозы дальнейших изменений структуры и тенденций в образовании, актуальные проблемы совершенствования компетентностно-ориентированной образовательной модели с учетом зарубежного опыта. Показано, что в таком виде, каком она существует сейчас, эта модель конъюнктурна, излишне формализована, методологически уязвима и поэтому токсична для современного качественного образовательного процесса. В этом смысле достигнуто необходимое понимание на уровне регулятора, который демонстрирует пути переформатирования некоторых болонских принципов, например, изменения структуры бакалавриата и магистратуры. Вновь акцентировано внимание на проблеме заработной платы и других форм материального поощрения рядовых преподавателей провинциальных вузов, которая на фоне роста учебной нагрузки, как правило, не достигает средней по экономике в регионах. На уровне постановки проблемы рассмотрены возникающие трудности грантовой поддержки научно-исследовательской работы в образовательных организациях.

Выводы. В статье актуализирована проблема соотношения использования международного и отечественного уникального опыта с учетом специфики региональных сибирских вузов. Показано, что в этом направлении образовательными субъектами достигнуто понимание необходимости дифференцированного использования инокультурных достижений и активного внедрения собственных инноваций, особенно в сфере IT-технологий и «цифровой педагогики». На уровне постановки проблемы констатируется тенденция ужесточения и формализации публикационных и иных критериев получения грантов даже ведущими учеными и профессорами высшей школы, не говоря уже о сомнительных преобразованиях в системе бывших РГНФ, РФФИ и РНФ. Получение грантов становится проблемой для провинциальных вузов, не исключаются также коррупционная составляющая и элементы научного протекционизма.


Об авторах

Л. В. Ватлина
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия

Ватлина Лина Владиславовна – кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе

Российская Федерация, 630000, г. Новосибирск, ул. Кирова, 42



С. Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия

Горин Сергей Григорьевич – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Российская Федерация, 630000, г. Новосибирск, ул. Кирова, 42



Е. А. Фесенко
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия

Фесенко Елена Алексеевна – кандидат социологических наук, заведующая кафедрой гражданского права

Российская Федерация, 630000, г. Новосибирск, ул. Кирова, 42



Список литературы

1. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А., Амбарова П. А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 34–44.

2. Каюмов О. Р. О границах применимости компетентностного подхода в высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 150–155.

3. Крокинская О. К. Образование постиндустриальной эпохи: настройка на индивида и интеллект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 29–42.

4. Кузьминчук А. А. Институциональные условия формирования нелинейных образовательных стратегий студенчества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 50–67.

5. Кузнецова Е. М. Компетентностно-ориентированные образовательные стандарты: проблемы реализации // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 150–155.

6. Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.

7. Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36–45.

8. Думнова Э. М. Менталитет и ментальность в социокультурном пространстве бытия российской молодежи. Новосибирск : Новосиб. гос. архитектур.-худож. акад., 2013. 292 с.

9. Наливайко Н. В. О научной школе «Философия образования» и перспективах ее развития // Философия образования. 2013. № 4. С. 187–196.

10. Gorin S. Transformation of student subjectivity: humanitarian component of Legal education and internal motivation of the student // VIII International scientifc conference transformational processes in law, regional economics and economic policies: topical economic, political and legal issues. Riga, 2019. P. 585–588.

11. Волошин П. Будущее за «перевернутым образованием» // HR-Portal. URL: https://hr-portal.ru/article/budushchee-za-perevernutym-obucheniem (accessed 20.01.2022).

12. Лукша П. Образовательные инновации или зачем нам нужно менять образование // Внешторгбизнес : операционная система. URL: https://www.vneshtorg.biz/index.php?option=com_k2&view=item&id=1875:pavel (дата обращения: 20.01.2022).

13. Горин С. Г., Фесенко Е. А. Компетентностноориентированный подход в образовании как деструктивный фактор образовательных трансформаций // Наука и социум : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск. 2018. С. 4–9.

14. Горин С. Г. Зарплаты преподавателей, гранты и научный протекционизм // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 68–75.

15. Фурсенко A. А. Систему высшего образования потребуется значительно перестроить в ближайшие 5–10лет // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/12076757 (дата обращения: 20.01.2022).

16. World Economic Forum: 10 самых востребованных компетенций будущего // Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». URL: https://proforientator.ru/publications/articles/10-samykhvostrebovannykh-kompetentsiy-budushchego.html (дата обращения: 20.01.2022).

17. Практику формирования ФГОС на основе профстандартов изменят. Соответствующий правительственный законопроект принят в первом чтении // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/praktiku_formirovaniya_fgos_na_osnove_profstandartov_izmenyat/ (дата обращения: 20.01.2022).

18. Курбатова М. В., Левин С. Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Journal of Institutional Studies. 2013. Vol. 5, № 1. P. 55–80.

19. Горожанкина М. А. Инновационные трансформации оплаты труда: правовые особенности // Проблемы антикризисного управления и экономического развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 31–34.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ватлина Л.В., Горин С.Г., Фесенко Е.А. Образовательные трансформации и социальный субъект: некоторые аспекты позитивной динамики. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):97-104. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-12

For citation: Vatlina L.V., Gorin S.G., Fesenko E.A. Educational transformations and the social subject: some aspects of positive dynamics. Professional education in the modern world. 2022;12(1):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-12

Просмотров: 222

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)