Реформа государственной регламентации образовательной деятельности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-11
Аннотация
Введение. Эффективная система государственной регламентации в области образования позволяет исключить избыточные административные ограничения или барьеры для образовательных организаций. Наличие государственной регламентации образовательной деятельности обусловлено публично-правовыми началами образовательного права и необходимостью обеспечения прав обучающихся.
Постановка задачи. Наличие правовых неопределенностей, коррупциогенных факторов в механизме государственной регламентации образовательной деятельности приводит к негативным последствиям для образовательных организаций, препятствует выполнению государственных функций социальной направленности. Излишнее нормативноправовое регулирование традиционно приводит к аннулированию эффекта государственного контроля. Процесс смены ФГОС облегчает бремя обязанностей образовательных организаций, поскольку расширяется объем предоставляемых правомочий при разработке образовательной программы, однако увеличение объема диспозитивности приводит к проблемам проверок соблюдения требований к качеству, поскольку становится затруднительным аргументировать факт нарушения.
Методика и методология исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Применялись правовая аналогия, правовое сравнение, правовое абстрагирование.
Результаты. Наблюдается очевидный дисбаланс между публичными и частными интересами государства в сфере образования. Изменение привычной и достаточно эффективной системы государственного контроля приводит к подмене одних общеизвестных и устоявшихся правовых категорий другими. Наблюдается отсутствие единообразия в правоприменении. Актуальными являются проблемы разработки ФГОС по областям и видам профессиональной деятельности. Современная система государственной регламентации характеризуется увеличением объема нормативной базы, а также ростом локального правотворчества, что приводит к невозможности исполнения всех обязательных требований. Ввиду отсутствия единообразных требований ФГОС целесообразно рассмотреть вопрос о введении института саморегулируемых организаций в сфере образования.
Выводы. Проводимая стремительная перестройка системы государственной регламентации образовательной деятельности приводит к увеличению коллизий в образовательном законодательстве, в том числе среди основополагающих нормативно-правовых актов. Проводимая политика увеличения академической свободы образовательных организаций, их возможностей при разработке образовательных программ приводит к проблемам осуществления государственного контроля за качеством образовательной деятельности. Дальнейшее развитие системы государственной регламентации должно происходить в направлении совершенствования ФГОС, снижения административной нагрузки на образовательные организации.
Об авторах
И. Ю. ГольтяпинаРоссия
Гольтяпина Ирина Юрьевна – кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой «Таможенное дело и право»
Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
В. М. Филиппов
Россия
Филиппов Виктор Михайлович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта»
Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
Н. Я. Гарафутдинова
Россия
Гарафутдинова Наталья Яковлевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное дело и право»
Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
Список литературы
1. Методика исполнения плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» : утв. Правительством Российской Федерации 09 июля 2019 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/563581401?section=status (дата обращения: 10.08.2021).
2. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. Ст. 3609.
3. Общественный совет при Рособрнадзоре обсудил показатели для проведения аккредитации образовательной деятельности // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : официальный сайт. URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/obshhestvennyj-sovet-pri-rosobrnadzore-obsudil-pokazatelidlya-provedeniya-akkreditaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti (дата обращения: 10.08.2021).
4. Коррупциогенность законодательства: причины, факторы, преодоление : [коллективная моногр.] / отв. ред. М. Н. Цирин, Е. И. Спектр. Москва, 2013. 304 с.
5. Цирин А. М. Антикоррупционная экспертиза в России и зарубежных государствах: сравнительноправовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 4. С. 138–145.
6. Трошкина Т. Н., Козырин А. Н. Государственный контроль качества образования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 6. С. 22–29.
7. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
8. Образовательное законодательство России. Новая веха развития : [коллективная моногр.] / под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой. Москва : Юриспруденция, 2015. 480 с.
9. Об осуществлении мониторинга системы образования : Постановление Правительства РФ от 5 авг. 2013 г. № 662 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 33. Ст. 4378.
10. Куликова Т. Б., Демашова Ю. А. Правовые основы мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования // Административное право и процесс. 2018. № 2. С. 66–70.
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федер. закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ // Официальный интернетпортал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260041 (дата обращения: 26.05.2021).
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» : Федер. закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106110081?rangeSize=%D0%92%D1%81%D0%B5 (дата обращения: 11.06.2021).
13. С 1 марта 2022 года госаккредитация вузов станет бессрочной // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/06/02/s-1-marta-2022-goda-gosakkreditaciiavuzov-stanet-bessrochnoj.html (дата обращения: 10.08.2021).
14. Официальный сайт информационного агентства Башинформ.рф. URL: https://www.bashinform.ru/news/1594243-bgpu-im-m-akmully-posetil-glavarosobrnadzora-anzor-muzaev (дата обращения: 10.08.2021).
15. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования: Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 997 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401305336/ (дата обращения: 29.06.2021).
16. О лицензировании образовательной деятельности : Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1490 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74580208/ (дата обращения: 29.06.2021).
17. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.
18. Об утверждении положения о высших учебных заведениях СССР : Постановление Совета Министров СССР от 22 янв. 1969 г. № 64 // Библиотека нормативноправовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6994.htm (дата обращения: 10.08.2021).
19. Об образовании : Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888 (дата обращения: 10.08.2021).
20. Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию : Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1083. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102093168&backlink=1&&nd=102026845 (дата обращения: 10.08.2021).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гольтяпина И.Ю., Филиппов В.М., Гарафутдинова Н.Я. Реформа государственной регламентации образовательной деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):88-96. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-11
For citation: Goltyapina I.Y., Philippov V.M., Garafutdinova N.Y. Reform of state regulation of educational activities. Professional education in the modern world. 2022;12(1):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.