Принципы экологического менеджмента как основа формирования культуры рационального использования ресурсов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-10
Аннотация
Введение. Выполненный анализ причин экологических правонарушений со стороны военнослужащих в части нарушения требований природоохранного законодательства позволяет утверждать, что умение осуществлять организационно-управленческие и производственно-технические мероприятия по рациональному использованию ресурсов должно формироваться в процессе обучения в военном вузе. Актуальность работы связана с недостаточной реализацией дидактического принципа связи теоретических основ военной экологии, преподаваемой в вузе, и практических ситуаций войсковой службы, требующих осуществления мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Постановка задачи. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методики обучения прикладным аспектам военной экологии в вопросах управления природоресурсными и природоохранными отношениями путем формирования экологической составляющей военно-ориентированных профессиональных компетенций. Цели исследования – разработать и представить методический подход к формированию у курсантов системы обобщенных знаний и умений как основы экологической составляющей военно-ориентированных профессиональных компетенций в части проведения мероприятий рационального использования. Достижение поставленных целей возможно на основе реализации принципов экологического менеджмента и психолого-педагогических основ экологизации профессионального образования. Ожидаемый результат внедрения методики – повышение культуры рационального природопользования.
Методика и методология исследования. При подготовке статьи использованы методы обобщения (педагогического опыта и опыта военных специалистов), моделирования в ходе определения образовательных стратегий, проведен педагогический эксперимент, включающий проверку сформированности когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов культуры рационального использования ресурсов.
Результаты. В статье определены составляющие культуры рационального использования ресурсов, лежащие в основе формируемых компетенций; представлена модель реализации принципов экологического менеджмента на примере формирования способов рационального использования водных ресурсов; приведены примеры реализации содержательно-деятельностных связей в образовательном процессе военного вуза; обоснованы критерии и представлены формулировки заданий для проведения оценки качества достижения образовательного результата; описаны результаты первого года внедрения методики в образовательную практику.
Выводы. Материалы статьи могут представлять интерес как для научно-педагогических сотрудников военных вузов, так и для аспирантов, магистрантов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Об авторах
О. В. СелезневаРоссия
Селезнева Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин
Российская Федерация, 644020, г. Омск, пр. Карла Маркса, 84
И. З. Кузяев
Россия
Кузяев Илдар Зиннятович – адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения), факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного образования
Российская Федерация, 614112, г. Пермь, Гремячий Лог, 1
Л. А. Пастухова
Россия
Пастухова Лариса Анатольевна – доцент кафедры биологии кинологического факультета
Российская Федерация, 614112, г. Пермь, Гремячий Лог, 1
Список литературы
1. Селезнева О. В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2018. № 1. С. 81–89.
2. Селезнева О. В. Содержание курса экологии для обучения специалистов автотехнического обеспечения войск // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 134–142.
3. Летучий Ю. А., Новиков А. В., Тимощук А. С., Шабалин П. В. Формирование эффективной системы управления обеспечением экологической безопасности деятельности вооруженных сил российской федерации // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2018. № 661. С. 74–81.
4. Шобонов С. А. Проблема формирования экологической ответственности военнослужащих // Известия Саратовского университета. 2009. Т 9. Серия: Философия. Психология. Педагогика, вып. 1. С. 118–120.
5. Летучий Ю. А. Оценивание экологического ущерба от деятельности Вооруженных сил в арктическом регионе // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, 2015. Вып. 649. С. 175–181.
6. Тощева Е. Ю., Кащеев Р. Л. Вопросы экологической безопасности в инновационной деятельности специалистов материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации // Актуальные проблемы военнонаучных исследований. 2020. № S8. С. 80–88.
7. Башлакова О. И. Проблемы развития экологического менеджмента в России // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2019. № 2. С. 40–44.
8. Штриков А. Б. Роль экологического образования в обеспечении экологически безопасного экономического развития // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, № 5. С. 541–544.
9. Алексеев С.В. Опыт непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге // Экология и жизнь. 1999. № 3. С. 24–25.
10. Приказ МО РФ от 14.09.2015 № 530 «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных Силах Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=683582#0016436916945525182 (дата обращения: 12.07.2021).
11. Пахомов В. И., Полищук А. П., Романчиков С. А. Роль воды в материальном обеспечении войск. Теория и практика. Санкт-Петербург : ВА МТО, 2014. 126 с.
12. Коновалов В. Б., Кириленко В. И., Саркисов С. В., Руднев И. М., Сорокин А. А. Организация водоснабжения российских войск в Сирийской Арабской Республике. Санкт-Петербург : ВИ(ИТ) ВА МТО, 2019. 158 с.
13. Воробьева В. В. Военная экология в структуре современной экологии // Военная мысль. 2012. № 4. С. 55–63.
14. Грачев И. И., Пономарева О. Н., Евдокимов О. В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1, ч. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (дата обращения 03.07.2021).
15. Полякова О. О. Формирование профессионального мышления: проблема универсальной теоретической модели // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 141–145.
16. Потяев П. Ю., Федак Е. И. Экологическая арктическая подготовка курсантов военных вузов: основные задачи и вопросы организации // Военный академический журнал. 2020. № 1. С. 131–134.
17. Петрусевич А. А., Жумаханов А. З. Педагогические условия формирования военно-профессионального опыта курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 78–85.
18. Пономарева О. Н., Целыковских А. А., Пятин М. А., Грачев И. И. Высшее образование: тестовые задания эколого-ориентированного содержания // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 2. С. 179–189.
19. Пономарева О. Н., Целыковских А. А., Васина О. Н., Грачев И. И. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентированного содержания образования в высшей военной школе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 3. С. 220–228.
20. Пономарева О. Н., Васина О. Н., Смышляев М. В. Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2017. № 3. С. 174–181.
21. Селезнева О. В. Методические аспекты изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 2802–2814.
22. Селезнева О. В. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1. С. 122–130.
23. Пастухова Л. А. Диагностика экологических компетенций у выпускников военных вузов // Армия и общество. 2012. № 2. С. 1–6.
24. Селезнева О. В., Мамаева Н. А., Аль-Ханини С. М. Результаты изучения обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4. С. 39–42.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Селезнева О.В., Кузяев И.З., Пастухова Л.А. Принципы экологического менеджмента как основа формирования культуры рационального использования ресурсов. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):77-87. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-10
For citation: Selezneva O.V., Kuzyaev I.Z., Pastukhova L.A. Principles of environmental management as a basis for the formation of a culture of rational use of resources. Professional education in the modern world. 2022;12(1):77-87. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-10
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.